Прикамье – многонациональный и, стало быть, многоязычный регион. По данным последней переписи населения, в нашем крае проживают свыше 2,6 миллиона человек, представляющих 146 национальностей. Большинство прикамцев, 87,1%, идентифицируют себя русскими. К пятерке остальных наиболее многочисленных народов можно отнести татар, коми-пермяков, башкир, удмуртов и украинцев. Однако этническая идентичность современной молодежи далеко не столь однозначна: не всегда совпадают национальная принадлежность и родной язык, для многих характерна двойственная этническая идентичность. Эти реалии необходимо учитывать при формировании системы этнокультурного образования в регионе.
В крае продолжает сохраняться и функционировать модель «национальная школа», главный критерий статуса которой – преподавание родного языка. В 2014-2015 учебном году в Прикамье было 98 национальных школ, в которых учатся 6754 ребенка. Из них школ с преподаванием татарского языка – 49, коми-пермяцкого – 45, коми-язьвинского – 2, удмуртского языка – 1. Действуют также коми-пермяцкие и татарские дошкольные образовательные учреждения.В последние десятилетия появились и другие формы работы. Например, воскресные школы и центры изучения родных языков. Так, с 2004 года в городе Чернушке по инициативе курултая башкир и при поддержке районной администрации работает центр изучения башкирского языка и культуры «Оран» («Зов»). Воскресные школы и языковые курсы работают и при обществах российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») в городах Березники, Краснокамск, Соликамск, Пермь, Усть-Качка и других населенных пунктах, а также при Пермской региональной еврейской национально-культурной автономии.В то же время этносоциологические исследования показывают не всегда высокий интерес и мотивацию к изучению родных языков. Учащаяся молодежь и студенты заинтересованы скорее не в изучении языка как такового, а в приобщении к истории и культуре народов (не только своего родного), от исторического краеведения до изучения национальной кухни.Поэтому в крае понимают необходимость модернизации этнокультурного образования. Современная ситуация определяет разные потребности в обучении родному (нерусскому) языку: от его знания на бытовом уровне до получения базовых фундаментальных знаний по языку и этнической культуре. Модель этнокультурной гимназии нацелена на широкое и глубокое освоение этнокультурного содержания, инновационную образовательную деятельность. К примеру, в Бардымской гимназии (с. Барда Бардымского района) ведется не только преподавание наряду с русским и иностранными языками татарского и башкирского языков, но и действует этнографический музей, этнокультурное содержание представлено в разных направлениях деятельности. Менее «погруженный» формат – образовательные организации, где имеются предметы, курсы, разделы или темы с этнокультурным содержанием (например, ведется факультативное преподавание родного языка, а также выстроена система работы с этнокультурным содержанием через музейную педагогику, систему дополнительного образования).В то же время современные задачи образования, с нашей точки зрения, требуют и появления новых моделей, например, образовательное учреждение – этнокультурный центр, который осуществляет комплексное освоение этнокультурного содержания, а именно: преподавание родного языка, включение этнокультурного содержания образования в учебные дисциплины, факультативные курсы, в разные виды внеклассной работы и дополнительного образования. К такой модели образовательного учреждения относятся Архангельская школа Юсьвинского района, Большекочинская школа Кочевского района, Карьевская школа Ординского района. Также все более востребованным становится усложненный формат сетевого этнокультурного образовательного центра. Он становится образовательной и методической базой для реализации актуальных проектов в этнокультурной сфере, выступает площадкой для апробации новых методик, например, технологий адаптации и интеграции мигрантов.Александр ЧЕРНЫХ, доктор исторических наук, профессор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета
Комментарии