search
main
0

Зов предков,. или Школы-интернаты как способ адаптации детей тундры

В настоящее время в системе образования автономного округа функционируют 24 школы-интерната и 6 пришкольных интернатов. Именно через эти образовательные учреждения в первую очередь реализуется право детей коренных малочисленных народов Севера, в том числе ведущих традиционный образ жизни, на получение образования и воспитания на родном языке. Надо отметить, что за последние годы материальная база воспитательных учреждений этого типа значительно укрепилась. Улучшились условия содержания воспитанников. Работа по изменению содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях по переводу этих учебных заведений на семейный тип воспитания продолжается уже в течение ряда лет. Группы детей укомплектовываются по родственным связям или по психологической совместимости – это дает хорошие результаты. Дети, особенно тундровые, быстрее адаптируются к жизни в общежитии, не теряются родственные связи, за последние годы практически прекратились побеги из интернатов, улучшился психологический климат.

В рамках окружной целевой программы «Комплексная программа развития системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2006-2010 годы» реализован целый комплекс мероприятий по реструктуризации интернатных учреждений для создания в них благоприятных условий для содержания, воспитания и образования детей: – строительство учреждений интернатного типа в сельской местности автономного округа; – предоставление более комфортных условий воспитания детей из числа коренных малочисленных народов Севера; – использование форм организации образования коренных малочиcленных народов Севера, соответствующих историко-культурным традициям и образу жизни этих народов; – создание безопасных условий труда и учебы; – улучшение здоровья учащихся и воспитанников. Всего за последние 10 лет было введено в эксплуатацию 24 спальных корпуса интернатов на 2467 мест. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году все школы-интернаты были подключены к сети «Интернет», в 2008-м они получили стандартный пакет, содержащий базовое лицензионное программное обеспечение ряда российских и западных производителей. В настоящее время в школах-интернатах автономного округа используется 1,3 тысячи персональных компьютеров, из них почти 500 подключены к Интернету. Горячее питание получают 100% обучающихся и воспитанников школ-интернатов. В школах-интернатах автономного округа в рационе питания обязательны блюда национальной кухни – свежая рыба, мясо и ягоды. Количество учеников из числа коренных и малочисленных народов Севера от общего числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях автономного округа по состоянию на 1 сентября 2010 года – 9398 человек, или 13,75% от общего количества школьников (68325 человек). Около 80% детей коренной национальности автономного округа обучаются в школах-интернатах. Во всех школах-интернатах в учебные планы включены предметы национально-регионального компонента – литературное краеведение, география Ямала, культура народов Ямала. Преподаватели школ-интернатов при разработке программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) учитывают этнопедагогические традиции социума, национально-региональную специфику. Так, в рамках учебного предмета «Физическая культура» изучаются национальные виды спорта (прыжки через нарты, борьба, национальные игры). На уроках технологии изучаются в том числе традиционные промыслы коренных малочисленных народов Севера, декоративно-прикладное искусство. При изучении курса ОБЖ школьники получают навыки ориентирования в тундре, изучают приемы выживания в экстремальных условиях Крайнего Севера. Право граждан из числа коренных малочисленных народов Севера на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. В 2010-2011 учебном году изучение родного языка как предмета организовано для 3959 детей (или 42% от общего количества детей из числа коренных малочисленных народов Севера), из них ненецкий язык изучают 3157 человек, хантыйский язык – 769 человек, селькупский язык – 33 человека. Кроме того, изучение родного языка организовано на кружках и факультативах. Общеобразовательные учреждения, в которых организовано изучение родных языков, полностью укомплектованы педагогическими кадрами. Преподавание ведут 108 учителей родного языка, функционирует 29 кабинетов родного языка. Для реализации права граждан на получение образования на Ямале ежегодно проводится кампания по организованному сбору обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, к началу нового учебного года. К началу 2010-2011 учебного года в семи муниципальных районах округа и городе Муравленко были собраны 3880 человек из 32 образовательных учреждений, в том числе 24 школ-интернатов и 6 пришкольных интернатов. В сборе детей из числа тундрового населения задействован авиационный (вертолет), водный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Всего в бюджетах муниципальных образований на организацию сбора детей в 2010 году было израсходовано более 37 млн рублей. В  Муравленко сбор детей осуществлялся за счет средств компании «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз». С 2002 года все школы-интернаты Ямала приступили к разработке программ этнопедагогического образования. Были созданы интернаты семейного типа (группы комплектуются по семейно-родовому принципу: братья и сестры живут вместе в одной семье, большая часть воспитателей – представители коренной национальности). Основой воспитания в этих интернатах стал поликультурный подход, предполагающий воспитание коммуникативной культуры, этико-правовой культуры, эколого-валеологической культуры, положительного отношения к культурно-историческому опыту своего народа и всего человечества. Концепция развития общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом автономного округа в современных условиях обучения и воспитания предусматривает в качестве приоритетного направления развитие региональной образовательной инфраструктуры, выражающейся в создании сети учебных заведений разного уровня и разного профиля (кочевых, семейных, стойбищных школ, интернатов с ведением традиционных видов хозяйственной деятельности и др.). Григорий ЛЫМАР, главный специалист Департамента образования ЯНАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте