В нынешнем столетии, считают в Пекине, Китай столкнется с обострением международной конкуренции, которая в сущности будет являться “соревнованием между талантами различных стран”.
Именно поэтому два года назад высшее политическое руководство Китая занялось выработкой основных путей реформирования образования. Председатель КНР Цзян Цзэминь провел личные консультации с министром просвещения Чэнь Чжили. В результате к концу 1999 года были намечены главные направления предстоящих преобразований.
Ключевым звеном реформирования системы образования КНР должно стать повышение эффективности работы высших учебных заведений. Число учащихся китайских вузов будет увеличено на 40 процентов. В Пекине, к примеру, в ближайшие 3-5 лет количество студентов возрастет приблизительно в два раза. В настоящее время в 68 вузах китайской столицы проходят обучение 480 тысяч студентов, в указанные сроки этот показатель будет доведен до 900 тысяч.
В Китае намерены положить конец такому губительному для системы образования явлению, как “утечка мозгов за рубеж”. Характерно, что бороться с ним будут не командно-административными методами, а с учетом принципов рыночной экономики. Планируется повысить заработную плату преподавателей высших учебных заведений. В Китае весьма распространена практика, когда многие талантливые ученые получают приглашения вести исследования или преподавать в западных странах, чаще всего в США. Уровень доходов, а также условия жизни работающих по контракту в западных странах китайских специалистов значительно превосходят основные социальные блага, которыми они пользовались у себя на родине, поэтому большинство ученых – выходцев из КНР – стремятся остаться на постоянное жительство за границей.
В настоящее время неуклонно растет число китайских студентов, выезжающих за рубеж на учебу. Правительство КНР планирует расширять поток студентов, обучающихся за границей. Увеличивается также количество студентов, выезжающих на обучение в иностранные вузы в личном порядке. Так, в Пекине действует специализированный частный коммерческий университет “Синьдунфан” (“Новый Восток”), занимающийся исключительно подготовкой кандидатов к выезду на обучение за рубеж. Слушатели университета проходят платные подготовительные курсы для сдачи унифицированных экзаменов по английскому языку, другим базовым дисциплинам. Выпускники вузов, имеющие за плечами зарубежные стажировки, пользуются большим спросом при распределении.
С другой стороны, чтобы повысить качество обучения в высших учебных заведениях, правительство КНР намерено значительно увеличить квоты на количество иностранных преподавателей в Китае. Приоритет в данном контексте будет отдаваться прежде всего преподавателям из России, Украины и стран Восточной Европы. Большинство иностранных специалистов будут распределены в вузы южных и юго-восточных провинций Китая, так как университеты данных районов Китая находятся в более выгодных условиях финансирования.
Для привлечения новейших технологий из-за рубежа в Китае существует практика создания так называемых зон технико-экономического развития (ЗТЭР), где одновременно происходят научные исследования и непосредственное использование результатов научных разработок на практике. В ЗТЭР создан наиболее благоприятствующий инвестиционный климат, понижены тарифы налогообложения. Фундаментальные научные исследования в зонах технико-экономического развития ведутся совместно китайскими и иностранными специалистами. В последние несколько лет китайская сторона старается привлекать все больше ученых из России и стран Содружества, научный потенциал которых в Поднебесной оценивают весьма высоко. ЗТЭР играют большую роль в плане стимулирования обмена с зарубежными странами, в том числе по линии образования.
В середине 1999 года было объявлено о создании базы российско-китайского технологического сотрудничества в ЗТЭР Яньтай в восточной китайской провинции Шаньдун. ЗТЭР Яньтай, расположившаяся на общей площади в 75 квадратных километров, является одним из пяти действующих в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) технопарков. Зона создана в 1992 году.
База российско-китайского технологического сотрудничества должна стать “окном для импорта” новейших российских технологий в Китай. Она состоит из индустриальной зоны площадью 100 гектаров, зоны научно-исследовательских разработок – 30 гектаров и жилой зоны – 80 гектаров, в которой завершено строительство 10 жилых домов для ученых из России.
Российско-китайские совместные научные разработки будут вестись преимущественно в таких областях, как биологические исследования для нужд фармацевтики, химическая промышленность, информационные технологии, создание новых материалов. У базы, по мнению ее руководства, большое будущее. В настоящее время Россия и Китай приступают к работе над 16 совместными научно-техническими проектами. На базе планируется ежегодно осуществлять 10 совместных научных проектов. Таким образом, к 2003 году две страны получат 30 действующих научно-технических проектов, а еще 50 будут находиться в стадии планирования. Согласно данным министерства науки и техники КНР, Китай импортировал свыше 1000 передовых технологий из России за последние 5 лет.
Важнейшим моментом, оказывающим воздействие на ход реформы системы образования КНР, является экономический фактор, финансирование высших учебных заведений. На нужды образования на современном этапе, согласно официальной статистике, уходит примерно 4 процента ВВП, объемы которого по результатам прошлого года достигли 7,4772 трлн. юаней (около 879 млрд. долларов США). В Китае насчитывается примерно 2170 университетов и институтов, одна треть из которых финансируется из центрального бюджета, непосредственно подчиняясь различным министерствам, входящим в состав Госсовета КНР (центральное правительство).
В ходе сложившейся за несколько десятков лет практики каждое министерство стремилось создать подчиненные своим нуждам “кузницы кадров”. В результате полного отсутствия координации между различными министерствами и ведомствами в настоящее время в Китае действует множество вузов с аналогичными функциями. Существующая система высшего образования, по мнению китайских экспертов, приводит к перерасходу бюджетных средств при подготовке специалистов с практически дублирующей друг друга специализацией. Среди недостатков можно отметить также отсутствие единообразия общеобразовательных стандартов и т.д.
За время прошедшей в первой половине 1998 года реформы Госсовета, в результате которой было упразднено или значительно сокращено около четверти входивших в его состав министерств и ведомств, “бесхозными” оказались некоторые высшие учебные заведения, ранее закрепленные и финансируемые попавшими под сокращение организациями.
Нынешняя реформа системы образования КНР направлена на повышение экономической самостоятельности вузов, предоставление им большей независимости в решении внутренних проблем, разработке программ и методики обучения, выборе учебных пособий. Вместе с тем макрорегулирование работы государственных вузов будет осуществляться непосредственно Госсоветом или местными правительствами, за исключением тех высших учебных заведений, которые ведут подготовку специалистов для наиболее чувствительных отраслей промышленности: добыча угля, геология и авиация. Планируется привести в соответствие общие требования к выпускникам вузов по той или иной специальности.
В целом, несмотря на некоторые трудности в проведении реформы системы образования КНР, прежде всего высших учебных заведений, Китай способен в достаточно сжатые сроки – 4-5 лет – повысить эффективность работы вузов. Возникающие в процессе преобразований сложности представляются вполне преодолимыми, в большинстве своем они обусловлены целым рядом объективных факторов – масштабность поставленных задач, недостаточность необходимого опыта в сочетании административных и рыночных методов в управлении заведениями системы образования. Повышение эффективности работы системы образования, наличие для этого политической воли высшего руководства страны позволят Китаю создать необходимые предпосылки для выхода в нынешнем столетии по основным показателям на уровень развитых мировых держав, обеспечить себе статус доминирующей экономической силы в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Олег ЛИТВИНОВ,
корреспондент ИТАР-ТАСС, специально
для “Учительской газеты”
Пекин
Комментарии