Утро было морозным, солнечным и… нереальным. Хотя в наше время мобильной связи и безграничных интернет-возможностей не принято ничему удивляться, возникло ощущение легкого головокружения. Я гляжу в камеру, а меня в этот момент видят две с половиной тысячи человек по всей стране. При этом я нахожусь не в телецентре «Останкино», а в оборудованном по последнему слову техники Городском ресурсном центре Департамента образования Москвы. Все участники действа, которое называется Всероссийский урок информатики, видят почетных гостей и журналистов на экранах своих компьютеров. И не просто видят. Они могут задать вопрос в прямом эфире, а несколько учебных заведений – в любую минуту подключиться и пообщаться в режиме видеоконференции.
Электронные шишки
Интерактивный проект «Всероссийский урок информатики» возник в рамках другого масштабного проекта – международного конгресса-выставки «Global education – Образование без границ», который пройдет с 25 по 28 марта в московском выставочном центре «Крокус Экспо». Прямо во время выставки будут даны два занятия on-line – «Урок физики» для студентов технических вузов, преподавателей и аспирантов, его проведут ученые с мировыми именами Евгений Велихов и Федор Митенков, а также «Урок географии» для школьников с учителем 56-й гимназии Санкт-Петербурга Натальей Кресс.
А в феврале уже прошли пробный урок и занятие для педагогов, посвященные самой актуальной на сегодня теме в сфере ИКТ – безопасности детей в интернете.
Преподаватель Владимир Мамыкин признался, что выстрадал эту презентацию, многие проблемы ему пришлось решать в реальной жизни, с собственной дочерью. «Многие наши дети живут в этой огромной вселенной – интернет. Это новый мир, в который мы не всегда имеем доступ. Чтобы помочь им избежать опасностей, которые там есть, мы должны знать некоторые правила, приемы и понимать, как вести себя с детьми, когда они общаются в интернете».
Итак, какие проблемы ждут ребенка в Сети? Владимир Мамыкин назвал их «электронные шишки». Честно говоря, мне, как и многим зрителям на этом виртуальном уроке, стало не по себе, когда на мультимедийном экране появились такие цифры:
Половина общего числа пользователей интернета – дети от 8 до 13 лет. (Данные Association for the Research of Communication Media, 2004 год.)
44 процента детей, регулярно использующих интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам во время виртуального общения, 11 процентов подвергались этому несколько раз.
14,5 процента детей назначали встречи с незнакомцами через интернет. 10 процентов из них ходили на встречи в одиночку, а 7 процентов никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
19 процентов детей иногда посещают порносайты, еще 9 процентов делают это регулярно. 26 процентов детей участвуют в чатах о сексе.
38 процентов детей просматривают страницы о насилии.
16 процентов детей просматривают страницы с расистским содержимым.
(Данные Агентства защиты детей – Child Protection Agency, 2002 год, Испания.)
По данным МВД России, в интернете сегодня действуют до 40 русскоязычных сайтов, содержащих материалы экстремистского и террористического характера. Причем каждый четвертый такой сайт располагается на ресурсах отечественных провайдеров.
Не хочется верить, что ситуация настолько мрачная. Но факты – упрямая вещь. Мальчик назначает свидание девочке, у которой в форуме ник Ромашка и симпатичная фотография с косичками, а вместо 12-летней ровесницы в назначенное место приходит немолодой мужчина…
Каковы источники проблем?
Нежелательное содержание. Материалы расистского, человеконенавистнического содержания, сексуального характера, вредоносные программы – вирусы-шпионы, которые крадут информацию из компьютеров, атаки мошенников-хакеров, которые используют доверчивость детей.
Интернет-зависимость. Многие дети испытывают дискомфорт в реальной жизни из-за психологических проблем. Толстый мальчик, некрасивая девочка уходят в виртуальный мир и начинают жить там, где они красивые, умные, где у них есть друзья.
Некорректность общения, интернет-хулиганы. Если вас кто-то обругал в очереди, это неприятно. В интернете такие случаи травмируют психику не меньше.
Что мы можем сделать, чтобы уберечь наших сыновей и дочерей от этих опасностей? Есть технические способы обеспечения безопасности в интернете. Например, межсетевой экран. В настройках этой программы вы можете вводить названия сайтов и отдельные слова, которые могут встречаться на нежелательных для вас и ваших детей сайтах. Например, «убийство». Существуют также фильтры в браузере Internet Explorer, другие программы.
Однако совсем избежать нежелательных материалов невозможно. Нужны иные, нетехнологические меры. Необходим откровенный разговор с ребенком.
И начать объяснять детям что к чему лучше в раннем возрасте, чтобы с малых лет сформировать у них соответствующее отношение к виртуальному миру. Самое главное – развитие критического мышления. В интернете огромное количество ложной информации. Детям, которые привыкли доверять школьному учебнику, трудно это понять. Надо научить их критически относиться к материалам, найденным в Сети, проверять их.
Говорите с вашими отпрысками о том, что у нас большая интернациональная страна. Ко всем людям, их религиям, обычаям надо относиться уважительно. Научите детей распознавать материалы человеконенавистнического характера.
И еще очень важная вещь – дети должны чувствовать наше плечо не только в обычном мире, но и в виртуальном.
Интернет для бабушки
Обе февральские «серии» вызывали огромный интерес. Наблюдали за лектором, задавали вопросы гостям около четырех тысяч учителей от Калининграда до Камчатки. Уроки начинались в 11 утра по московскому времени, но несмотря на это, одними из самых активных участников были педагоги и школьники с Дальнего Востока. А самая большая аудитория наблюдала за интерактивным мероприятием с сибирских просторов. Оказывается, в Сибири интернет популярен больше, чем в других регионах страны, об этом говорят цифры роста трафика.
Участники урока, сидящие за красивым стеклянным столом в конференц-зале городского ресурсного центра, могли составить вполне реальное представление о своих виртуальных собеседниках. Несколько учебных заведений – московский колледж автоматизации и информационных технологий №20, столичные ресурсные центры Северо-Западного и Северного округов, а также петербургская средняя школа №96 – появлялись на экранах во время видеоподключений. Они задавали вопросы, некоторые были чрезвычайно тревожные. Например, питерцы поинтересовались: «У нас идет процесс подключения к интернету в рамках национального проекта «Образование». Очень много проблем. Есть точка – нет адреса, есть адрес – подключено так, что «вылетают» телефонные линии, и так далее. Будет ли государство контролировать качество выполненных работ?» На «государственный» вопрос ответил заместитель начальника Управления программ в сфере образования и размещения госзаказа Федерального агентства по образованию Алексей Анопченко: «Это совместная ответственность центра и субъекта Федерации. На федеральном уровне есть «горячая линия», где мы совместно с исполнителем государственного контракта отслеживаем все эти вопросы. Поймите, у нас за полтора года подключается почти 53 тысячи школ! Это беспрецедентный в мировой истории проект. Понятно, что много вопросов, мы их стараемся решить».
Конечно, аудиторию интерактивного урока всколыхнула тема занятия. Если детей подстерегает столько опасностей в Сети, может быть, интернет – среда для взрослых?
Неожиданное решение предложила председатель комиссии Совета Федерации РФ по информационной политике Людмила Нарусова: «Раз ребята лучше ориентируются в интернете, чем взрослые, пусть помогают своим бабушкам и дедушкам, которые не пользуются Всемирной паутиной. Пусть внуки к ним придут и спросят: «Бабушка, тебе нужно найти лекарство? Я сейчас найду через интернет. Нужно узнать, где продаются аппараты для измерения давления? Я найду в интернете и даже выясню, где купить подешевле». Такая помощь будет иметь огромное психологическое, воспитательное значение».
Многие педагоги и директора, наблюдающие урок в прямом эфире, подняли тему прагматичную: с развитием информационных технологий возникает жизненная необходимость ввести в школах ставку заместителя директора по ИКТ. Решение этого вопроса – прерогатива местных властей. Первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Василий Лисов рассказал: «В столице не только в школах, но и в учреждениях начального и среднего профобразования такие единицы есть. Более того, часто существует не один зам, а целая команда, которая занимается информационными технологиями на уровне администрации. Это прерогатива субъекта – распределить свои силы, ставки. Тем более что мы сейчас, как многие регионы, перешли на нормативное финансирование, и уже само образовательное учреждение определяет, какой специалист нужен ему в большей или меньшей степени. Мы посчитали, что заместитель, связанный с вопросами по информационным технологиям, нам важен».
Ответить на все вопросы за полтора часа невозможно. Вопросы, ответы, а также презентацию второго урока и его видеозапись вы сможете найти по адресу:www.globaledu.ru.
Комментарии