search
main
0

Зона повышенной опасности Чтобы выбраться из нее, тоже нужны деньги…

– …И вообще – они как рыбы замороженные: на переменах по стеночкам стоят! – распалилась Катя. Такая бурная реакция последовала в ответ на мой вопрос, почему же ей так не нравится учиться в финской школе. “Они”, которые “по стеночкам стоят”, – это одноклассники по новой школе, раздражающие своей флегматичностью нашу юную землячку. Волею мамы-ингерманландки семья переехала за год до этого разговора на историческую родину.

Перемены в финской школе и впрямь совсем не похожи на наши: ученики чинно ходят по коридорам в носочках – благо полы идеально чистые и с подогревом, не слышно возбужденных голосов, не говоря уж о крике, драку здесь тоже не увидишь.
Готовя эту публикацию, я опросила учеников наших школ, причем самых разных – престижных и обычных, городских и сельских. На вопрос “Как ты проводишь перемену?” чаще всего получала такой ответ: “Бегаем!” Варианты: “играем в ляпы”, “дурачимся”, “бесимся”. Второй по распространенности ответ: “Сижу в классе, готовлюсь к следующему уроку”. Старшеклассники не скрывали, что в перемену самое время перекурить. 13-летний Слава сообщил, что между уроками он “борется” с друзьями. А 10-летняя Ксюша вздохнула: “Слушаю по плейеру музыку…” Она новенькая, и одноклассники не берут ее в свои игры.
В городском травмопункте мне сообщили, что в 2000 году из 7743 первичных обращений школьников 6120 (!) получили травмы с 8 до 15 часов – то есть в школе, в подавляющем большинстве случаев в перерывах между уроками. Хотя отдельной статистики по переменам нет, но врачи говорят, что на уроках все-таки редко случаются неприятные инциденты. В этом году травм примерно столько же.
Так что же – и на перемене держать детей под неусыпным надзором?
Преподавательница вуза вспомнила свои школьные годы в одном из райцентров. На перемене ученики должны были ходить в коридоре парами, взявшись за руки. А чтобы, не дай Бог, не сделали шаг влево или вправо, на полу рекреации были расчерчены круги! Так в те годы учителя понимали свою обязанность организовывать перемены.
В мои школьные годы, которые пришлись на начало и расцвет застоя, тоже ничего на самотек не пускали. Довелось учиться в семи школах страны, и везде администрация по-своему укрощала ошалевших от урочной дисциплины учеников. В ленинградской физико-математической школе до хождения по кругу не додумались, зато везде поставили дежурных штрейкбрехеров – те рьяно следили, чтобы никто не бегал и не разговаривал слишком громко.
В 9-й петрозаводской школе был почти институтский уровень обучения, поэтому пришлось засесть за учебники, и перемен не помню напрочь. Директор Музея образования Карелии Василий Кондратьев, тоже учившийся в “девятке”, рассказал, что на большой перемене в столовой играл школьный ансамбль.
– В прежние ругаемые годы перемены были организованы, проводили подвижные игры. Но в начале перестройки шум подняла опьяненная свободой пресса – пусть дети делают, что хотят, – говорит директор петрозаводского Центра развития образования Елена Пиетиляйнен. – А в результате у родителей теперь болит за детей сердце – вне уроков они получают увечья, происходят какие-то разборки… Мы много говорим сейчас о здоровье учеников – так с перемены оно и начинается! Но дискуссионный вопрос – кто должен организовывать перемены. Учителю ведь тоже нужно отдохнуть, подготовиться к уроку. Может, это следует поручать дежурному учителю или учителю физкультуры.
Психолог-консультант Республиканского психолого-медико-педагогического центра Татьяна Смирнова тоже говорит о том, что должны наступить изменения в школьной перемене.
– Когда я бываю в школах, вижу, как после урока выходят уставшие, с напряженными лицами дети. Они мечтают сбросить напряжение после урока, учительских замечаний: “Тише!”, “Не вертись!”. Один встает у подоконника, другой несется по коридору – компенсация за то, что 45 минут сидел. А взрослые запрещают бегать, не предлагая ничего взамен. На самом деле перемена – это переключение, лучший вид отдыха, а не просто промежуток между уроками. И отправной толчок должны дать взрослые. Следует разумно организовать пространство, чтобы сохранить здоровье детей. А если в школе на перемене звучит оглушающая музыка – есть такие примеры – какое положительное воздействие она может оказать? Так правильная идея – переключить после урока внимание детей – неправильно претворяется в жизнь. Любопытный опыт есть в американских школах – в коридорах лежат маты, на которых можно поваляться, висят так называемые “сосиски”, в которые можно от души лупить для снятия напряжения. Старшие играют в баскетбол, правда, с трудом представляю, как потом можно настроиться на урок…
Школьный психолог Лидия Галактионова обратила внимание на продолжительность перемены.
– За 10 минут ребенок не успевает восстановиться, времени хватает только на то, чтобы дойти до следующего кабинета. Слишком длинная перемена – тоже плохо: и так продолжительный рабочий день еще больше растягивается. Главное же в перемене – ребенку нужно дать возможность отдохнуть в своем биоритме.
Это волнует и директора 45-й петрозаводской школы-комплекса Светлану Артемьеву: при классно-урочной системе, когда ребенок все время сидит и внимает учителю, ему периодически нужно уйти от этого взрослого, отдохнуть и от коллектива, пообщаться с тем, с кем он хочет.
– А когда усталая учительница начинает что-то организовывать, неудивительно, что у нее мало что получается. Она тоже, кстати, нуждается в отдыхе. А ребячья психика не выдерживает постоянной организации, – убеждена Светлана Артемьева. – Можно ведь по-разному провести свободные минуты – спеть под гитару, поиграть, пообщаться. Для этого нужно создавать в школе зоны безопасности, и у нас в школе-комплексе они были запланированы: залы для тихих и настольных игр – потому что дети растут не наигравшиеся, комната с аквариумами – здесь можно остаться наедине с собой, музыкальная и литературная гостиные, уголок для беседы за чашкой чая… Но на все это нужны деньги, а мы не можем даже застелить каменные полы рекреаций ковролином, чтобы избежать травм.
…Первоклассница Оля ходит одна, избегает всяких контактов. На встревоженные расспросы взрослых серьезно отвечает: “Я думаю…”. Такой способ защиты своего “Я” она инстинктивно нашла в зоне повышенной опасности – на школьной перемене.

Наталья МЕШКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте