Пять утра. Еще бы поспать, но в отдельном инженерно-саперном батальоне 100-й дивизии оперативного назначения Северо-Кавказского округа Внутренних войск МВД России, в пункте временной дислокации в Ханкале подъем уже состоялся. Солдаты и офицеры, назначенные в инженерный разведывательный дозор (ИРД) на маршрут Ханкала – Грозный, получают последние указания. Проверка снаряжения, боеприпасов, оружия. И вот звучит команда: «По машинам!» Комбат майор Николай Шутов провожает ребят.
Они в Чечне не первый месяц. Зона ответственности: дороги на Аргун, Грозный и Пригородное. Подчиненные майора Шутова действуют и с подразделениями специального назначения. Причем всегда идут первыми. Ведь они саперы, инженерная разведка.
За командировку бойцы батальона обнаружили и уничтожили более 30 фугасов. Четыре раза саперы попадали под обстрел боевиков, дважды были подрывы. Такова их доля: быть впереди всех. Никто не сможет выполнять задачу, пока по маршруту не пройдут саперы Шутова. Отсюда и девиз саперов «сотки»: «Без нас – никто!»
Бэтээры на предельно малой скорости выруливают на дорогу, ведущую в Грозный. Команда: «К машинам!». Солдаты из группы прикрытия готовят оружие к бою, сами саперы – свой инструмент: щупы и миноискатели.
Впереди несколько часов изнурительной, опасной, но такой нужной работы. Впереди 11 километров дороги, на которой каждый шаг может стать последним. Парни из разных уголков России это прекрасно сознают, как отлично понимают и то, что результат, а может быть и судьбы, жизни тех, кто пойдет за ними, будут зависеть от каждого. И нет права выполнить боевую работу плохо. Только на «отлично». Иначе нельзя. Да и не умеют они по-другому.
Таковы долг и ответственность саперов. Вчерашние мальчишки не заметили, как повзрослели, научились ценить жизнь, свою и товарищей. Каждый уж «намотал» пешком не одну сотню километров по чеченской земле. И пусть государство не всегда может наградить отличившихся, главная награда для солдата – слова благодарности командира. Хоть разница в возрасте между ротным и его подчиненными всего два-три года, он для них «батя». Доверие к нему проверено временем и делами.
…Расположившись в шахматном порядке, военнослужащие следуют за головной «коробочкой». Впереди нее только – командир инженерно-саперной роты старший лейтенант Дмитрий Нараставицын.
Так заведено: офицер всегда впереди, и при обнаружении взрывного устройства обезвреживание проводит сам. Поэтому 90% и потери в инженерно-разведывательных дозорах – офицеры.
По обочинам дороги идут солдаты. У ефрейтора Павла Белокурова в руках хитроумный «Коршун», рядовой Геннадий Ребров со щупом и автоматом наперевес, ефрейтор Денис Чир с минно-розыскной собакой по кличке Аргон на поводке. Позади – группа прикрытия.
На некотором расстоянии сзади замечаю белую «пятерку». Это милиционер из РОВД Октябрьского района Грозного. Без местной милиции не обходится ни одна инженерная разведка. Таковы законы здешней войны. Руслан, так он представился, рассказал, что так лучше для всех: местное население видит: мы вместе делаем одно дело – возвращаем республике мирную жизнь.
– Люди устали воевать, – говорит чеченец, – но есть еще отморозки. Вот и вчера ребята подорвались. Фугас был глубоко заложен. Не заметили его саперы. Взрыв произошел прямо в центре группы. Но все остались живы, только двое контужены.
Наш разговор прерывает сигнал командира. Правая рука поднята вверх: «Внимание!».
Солдаты из прикрытия мгновенно выбирают сектора обстрела, каждый на своей стороне дороги, ведут наблюдение, готовые открыть огонь. Командир сообщает на командный пункт батальона об обнаружении подозрительного пакета с проводами на правой обочине дороги.
«А ведь вчера его не было», – крутится в голове ротного. За месяцы командировки он наизусть изучил дорогу: что и где лежит, в каких местах сломаны ветки кустарника, где вырыты ямки.
На бэтээре работает «Пелена». Значит можно не опасаться подрыва радиоуправляемого фугаса.
От комбата получен приказ: закрыть движение на участке дороги Аргун – Грозный. Головной БТР перекрывает одну половину дороги, а замыкающий на удалении в 200 метров – вторую.
Николай Шутов на базе мысленно рядом с Димой. Не раз вместе были на боевых заданиях, а теперь старший лейтенант Дмитрий Нараставицын работает самостоятельно. И оправдывает доверие.
По его приказу автоматчик обстреливает подозрительный предмет. Тщетно. Тогда старший лейтенант искусно закладывает накладной заряд.
Команда: «Подрыв!». В воздух взметнулся столб огня. Взрывная волна уходит в сторону от дороги. Есть! Фугас обезврежен.
Шутов трижды перекрестился, когда Нараставицын сообщил по рации, что фугас уничтожен, потерь нет.
Водители автомобилей, которым пришлось более 15 минут стоять в нежданно возникшей пробке, откликаются на фейерверк дружным пением клаксонов в знак уважения к саперам, с благодарностью за спасенную жизнь.
Дмитрий вытер рукой лоб. Полпути прошли.
Вот позади остались блокпост Внутренних войск и пост местной ГАИ – подчиненные полковника милиции Лемы Магомадова. С ними постоянно работают бойцы Шутова.
Хоть на улице далеко не май, мне становится жарко. Андрей из Тувы говорит, что так бывает только в первый раз. С непривычки.
Опять тревожный сигнал командира. К нему подбегают местные милиционеры. Оказывается, на пути в Грозном со вчерашнего вечера стоит брошенный кем-то старенький «Москвич».
Аргон, обнюхав машину, садится у багажника. Он не ошибается. У Аргона это третья командировка, уже ветеран.
В течение получаса офицеры решают, что делать. Местная госавтоинспекция в это время «пробивает» по базе данных номер машины, чтобы установить владельца. Когда уже было принято решение уничтожить автомобиль, милиционеры привезли хозяина.
Он объяснил: вечером заглох мотор, завести не смог. Пришлось бросить машину. Но пояснить, откуда в багажнике следы тротила, не смог и был передан представителям ФСБ для дальнейшего разбирательства.
И вот маршрут позади. Головной БТР уходит на пересечение улиц Ханкальской и Гудермесской. Бойцы групп под прикрытием пулеметчика Альберта запрыгивают на броню. На полном ходу «коробочки» устремляются на базу.
На полпути остановка. Спешивается группа прикрытия. Им стоять в заслоне до вечера, обеспечивать прохождение войсковых колонн. А нам дальше – в Ханкалу. Там их ждет комбат.
Спрыгнув с бэтээра, старший лейтенант Нараставицын докладывает:
-Товарищ майор, инженерно-разведывательный дозор прибыл. Обнаружен и уничтожен фугас, следственным органам передан подозреваемый в участии в незаконных вооруженных формирований. Потерь среди личного состава дозора нет.
Комбат Шутов удовлетворенно обращается к бойцам:
-Молодцы! Отдыхайте, ребята.
А завтра их снова ждет опасный маршрут.
После обеда военнослужащим батальона вручали командирские часы. Каждый солдат, получив за боевые заслуги из рук комбата ценный подарок, громко отвечал: «Служу Отечеству и саперному делу!»
А вечером в палатку к Дмитрию зашел нежданный гость – начальник инженерной службы Объединенной группировки войск (сил) полковник Владимир Морозов.
– Сиди, Дима, – Владимир Николаевич по-отечески положил руку на плечо молодому офицеру, остановив его порыв, как положено, встать при появлении старшего по званию.
– Давай-ка чайку попьем, старлей. Теперь можно передохнуть. Колонны сегодня дошли без потерь…
Тимур СЫРТЛАНОВ, Москва – Ханкала – Грозный – Москва
Комментарии