В российских кинотеатрах вышел еще один иностранный фильм – «Эра выживания» (Франция, Литва, Бельгия). В оригинале картина зовется Vesper – по имени главной героини. Веспер (Раффиелла Чепмен) живет в мрачном антиутопическом будущем, где люди попытались разрешить экономический кризис путем генной модификации, но мутанты просочились в окружающую среду, и экосистема Земли не выдержала: инвазивные продукты генной инженерии одержали победу над естественной флорой и фауной. Теперь весь мир похож на одну большую Зону из «Сталкера», лес которой полон деревьев, дышащих опухолями на стволах, лиан, сосущих кровь, и совсем немыслимых симбиотических форм жизни между кустами и бронированными насекомыми. Привычные зрителю растения редки, а животные и вовсе исчезли.
Веспер тринадцать, она одна заботится о лежачем отце, который разговаривает с ней через дрона, и лелеет мечту создать семена, что смогли бы размножаться в природе, а не с помощью генных лабораторий в недостижимых цитаделях – ковчегах, укрывших в себе богатую часть умершей цивилизации. Когда в лесу неподалеку от дома Веспер падает одна из летающих машин Цитадели, жизнь девушки грозит измениться навсегда.
В первую очередь «Эра выживания» берет своими визуальными эффектами. Фильм превосходно показывает зараженный лес, мало-помалу генерирующий новые, подчас пугающие формы жизни. В отличие от «Аннигиляции» (2017) в местной Зоне нет яркой и блестящей смеси цветов, здесь грязно, сыро и темно, а кадры настоящей природы превосходно сочетаются с дорисованными поверх аномалиями. На этот мир хочется смотреть, его хочется открывать и познавать все больше и глубже.
Визуальная сопровождающая – это именно то, на что ушла большая часть внимания создателей. С любовью сотворив впечатляющий и беспокойный мир, который в очередной раз заставит задуматься об отношении к окружающей среде, сценаристы (и режиссеры) Кристина Буожите и Бруно Сампер оставили главных героев фильма в некоторой тени. Сюжет картины прост – слишком прост для столь визуально сложного мира – и подчас небогат логикой, развитие персонажей весьма прямолинейно, метафоры прямоваты, а концовка в духе «отморожу уши назло маме» не дает полноценно сострадать Веспер. О научном обосновании генетических мутаций не стоит и заговаривать: это больная мозоль всех фильмов, поднимающих данную тему.
Тем не менее «Эра выживания» – хороший пример низкобюджетной картины, сумевшей создать живой, запоминающийся и реалистичный мир. Далеко не все дорогие картины в жанре антиутопии и салважпанка (от англ. salvage punk) могут похвастать тем, что затягивают в себя зрителя с первого же взгляда. Несмотря на пробелы в сценарии, фильм неплох, это достойный образец очередного независимого от студий-гигантов кино, создателям которого есть куда двигаться дальше.
Комментарии