Так назвали мы направление деятельности нашей секции в рамках VIII открытой городской научно-практической конференции «Уроки Д.С.Лихачева».
Но это не зона покоя. Это зона активной работы, направленной на формирование духовности. Мы – и ученики, и учителя – учились понимать произведения искусства, воспринимать культурные ценности нашего народа. «Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать их происхождение, процесс их создания и исторического изменения, заложенную в них культурную память», – утверждал Д.С.Лихачев.Словно воодушевленные этим утверждением ребята представили результаты своих исследований в самых разных областях культурного наследия. Заявленные темы работ уже поражали своим разнообразием и масштабностью. Было интересно узнать, в какой степени справятся ребята с поставленной ими самими высокой задачей. Результаты превзошли ожидания.«Путешествуйте!» – призывал Д.С.Лихачев. Леонид Соколов и Анастасия Антонова, старшеклассники московского лицея №1568 им. Пабло Неруды, учились смотреть и видеть, а затем запечатлевать увиденное в фотографии, путешествуя по Великому Новгороду, колыбели русской государственности. В каждом кадре их фильма чувствуется личное трепетное отношение молодых людей к русской истории. «Путешествия наводят на размышления о многом, о главном», – подтверждают выступающие слова Д.С.Лихачева.Владимир Зиновьев, представитель Петергофской гимназии императора Александра II, подготовил сообщение о талантливом дворцовом архитекторе Петергофа Э.Л.Гане, незаслуженно забытом в советское время. «Чтобы помнили» – так можно определить цель исследований Владимира, а значит, «были благодарными потомками» (из «Писем о добром и прекрасном»).Почему на некоторых растениях в Ботаническом саду Санкт-Петербурга георгиевские ленточки? Оказывается, чтобы помнили. Помнили о тех, кто ценой своего здоровья, ценой своей жизни в блокаду спас эти растения – более 250 редких видов. Искренняя гордость за основателя Ботанического сада императора Петра I и научный подвиг рядовых сотрудников отличала выступление Анастасии Мещеряковой, десятиклассницы Петергофской гимназии.«Не все «вечности жерлом пожрется»!» – спорит с Г.Р.Державиным Анастасия Комарова. Она рассказывает об усадьбах родного Поречского уезда Смоленской области, города Демидова. В голосе уверенность, твердость: собранный материал необходим не только краеведу, но и всем, любящим свою малую родину. «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества», – словно слышим мы голос Д.С.Лихачева.«Только став патриотом своей малой родины, можно стать гражданином России», – считают Татьяна Ружицкая, Анастасия Исаева, Алсу Мирсалова, подготовившие рассказ о добрых делах и начинаниях историко-патриотического музея гимназии №1503.Зона духовной тишины… На экране Витебская икона Богоматери. «Через Пресвятую Деву Марию благодаря ее послушанию в мир входит спасение и рождается спаситель Христос», – слышим мы мягкий, проникновенный голос участника конференции из витебской гимназии №4 Никиты Кузьмичева. Цель его исследования: проследить процесс формирования и развития в Витебской иконографии образа Богоматери, сделать попытку систематизировать иконы по векам с делением на два временных отрезка: ХVI – XIX и XX-XXI века. Никита ознакомил своих слушателей и с работами современных витебских иконописцев С.Петрова и О.Генераловой. Глубокая работа для такого молодого человека! Хочется пожелать Никите не потерять заинтересованности, сохранить духовную чистоту и довести начатое благородное дело до логического завершения. Особая благодарность руководителям и наставникам, взрастившим таких увлеченных молодых людей, юных патриотов.Работа секции была очень плодотворной: мы учились быть интеллигентными, развивали способность к пониманию, к восприятию, терпимое отношение к миру и к людям. Интеллигентность – нравственное здоровье, дающее долголетие. «Будем долголетни, как люди и как народ», – пожелал нам сквозь годы Д.С.Лихачев.И.КОЙКЕЛОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1503
Комментарии