“Педагог года Подмосковья-2002” длился целый месяц (не считая районных и городских соревнований) и состоял из четвертьфинала, в котором участвовал 31 человек из 29 районов Московской области, полуфинала – уроки-импровизации показывали 13 учителей – и финала, прошедшего в Чехове, – шестеро педагогов демонстрировали открытые уроки и внеклассные мероприятия в местной гимназии N2. Вот самые яркие впечатления от учительского состязания в Московской области.
Относительно Эйнштейна ты ас
Одно из испытаний четвертьфинала “Педагога года Подмосковья” – защита своего опыта на кафедрах института повышения квалификации и переподготовки работников образования Московской области. Эти выступления можно было снимать на пленку и показывать на курсах повышения квалификации – так много ценного рассказали педагоги.
Юлия ЗАПОРОЖСКАЯ, учитель математики, лицей N6, Одинцово: “Наша школа сотрудничает с вузами. Выпускные экзамены засчитываются как вступительные. Поэтому мы готовим своих учеников и к экзаменам, и к тому, чтобы им было легче включиться в вузовскую систему. Мы читаем им лекции. Сразу для двух классов. А на семинары все расходятся по своим кабинетам”.
Людмила ХАРЧЕНКО, учитель физики, аэрокосмический лицей N13, Химки: “Теорию относительности мы начинали с внеклассного мероприятия “Наука и нравственность”. Я провела урок, чтобы настроить ребят на эту большую тему. Когда мы прошли теорию относительности, дети написали импровизированную миниатюру. Краткое содержание: девочка дружит с мальчиком, он приходит к ней и говорит: “Идем гулять”. Она отвечает: “Я учу теорию относительности”. – “Ты ее знаешь?” – “Относительно преподавателя знаю, относительно Эйнштейна нет”. – “Это как?” – “А вот как ты в хоккей играешь. Относительно Эйнштейна ты ас, а относительно Третьяка – нет”. И дальше все в таком духе.
Хуже всех?
Опыт каждого учителя – бесценный клад. Но он похож на ларец с секретом. Знает человек, что полна его коробочка методиками, технологиями, находками, словно самоцветами, а вот как открыть ее, явить миру накопленное годами, понятия не имеет. На конкурсе мучения педагогов видны особенно ярко. Многое зависит от того, видят перед собой конкурсанты строгих экзаменаторов или прежде всего заинтересованных слушателей. Важно, как настраивают участников конкурса организаторы и судьи. Порой строгий взгляд, излишне пристрастный вопрос жюри лишают преподавателя уверенности в себе. В Московской области, как и на многих региональных конкурсах, в конце дня, после очередного этапа соревнования, вслух объявляются баллы каждого участника. Я наблюдала, как многие скрупулезно заносят цифры в листок напротив фамилий и затем создают рейтинг. И кто-то говорит про себя: “Я хуже всех! А стоит ли приходить завтра, на следующий этап?”
Критиковать формы и технику проведения областных конкурсов я не вправе. Хозяйское дело. Но мне кажется, четвертьфинал подмосковного конкурса оказался чересчур перегружен. Огромное количество проверок (надо не только рассказать о своем опыте, но и пройти тестирование на грамотность, а также квалификационный экзамен) делает конкурс похожим на аттестацию. В этой ситуации учитель перестает ощущать атмосферу праздника.
Дождь педагогических истин
Галина СУНЦОВА, филолог из поселка Котельники, очень хорошо сформулировала сомнения, которые одолевают участников конкурса, когда они готовят выступление под названием “Моя педагогическая философия”: “Мне трудно говорить о педагогической философии. Сухомлинский стал писать о своих взглядах после 30 лет работы. А мне всего 30 лет. Педагогические истины не открываются сами по себе, не приходят, как дождь”.
Сложно. Кто-то выбирает легкий путь – пишет текст с “правильными” словами о любви к детям, о модернизации образования, перенасыщенный терминологией и цитатами. Другие действительно анализируют собственный опыт преподавания, рассказывают о том, что поняли, изо дня в день выходя к доске. Например, что “дети гораздо умнее, чем нам кажется”, или что “научить доброжелательному общению по книгам нельзя”. Преподаватель английского и испанского языков гимназии N2 г. Раменское Николай ЕРМОЛАЕВ философствовал четко и доказательно: “Моя цель – сделать ученика знающим и компетентным. Я всегда стараюсь создать учебную ситуацию, максимально приближенную к жизни. И в то же время это игра, в ходе которой можно сделать ошибку и исправить ее. “Mistakes are О.К.” (Ошибки – это хорошо) – вот первая фраза, которую запоминают дети, приходя ко мне на уроки. Я издаю с детьми сразу три школьные газеты, мы работаем в созданной мной классной телестудии. Ни одно районное мероприятие не проходит без моих старшеклассников. И мне всегда приятно, когда в классе кто-то вдруг скажет: “А не кажется ли вам, что мы уже давно ничего большого не делали?”
Воспитатель ДОУ N24 Людмила ПРИЛУЦКАЯ горячо защищала идею “Первый класс на базе детского сада”: “Дети, обучаясь по школьной программе с 6 лет, еще не готовы отказаться от режима детского сада. В ДОУ дети, например, подолгу гуляют на свежем воздухе, что разгружает нервную систему”.
Но больше всего мне понравилось выступление Андрея ПАВЛОВА, математика из лицея N2 г. Лобня. Поверьте, не потому, что потом он стал педагогом года Подмосковья. Андрей Николаевич умудрился в нескольких пунктах уместить… условия успеха учителя. Итак:
1. Материально-техническая база.
2. Творческая атмосфера и положительное отношение администрации. Целенаправленная работа педагогического коллектива.
3. Знание своего предмета.
4. Умение подобрать конкретную методику под конкретных людей, исходя из диагностики классного коллектива.
5. Борьба за каждого ребенка. Занимайся – и количество перейдет в качество.
Андрей Павлов вряд ли считает себя успешным учителем, но все заметили, что вышеперечисленные условия он соблюдает. Я сама наблюдала, как на уроках-импровизациях Андрей Николаевич старательно подыгрывал коллегам, создавая творческую атмосферу даже на английском, которым математик владеет плоховато…
Хочу к детям!
На пресс-конференции СМИ были все “свои” – журналисты подмосковных изданий, из российских лишь “Учительская газета”. Сразу полтора десятка конкурсантов поспешили ответить на вопрос подольского корреспондента: “Как в ваших коллективах отнеслись к вашему желанию участвовать в конкурсе? Помогают ли они вам?”. Помогают, поддерживают. Уговаривают принять участие в конкурсе. “Болеют” во время конкурсных испытаний.
Учитель химии из подольского лицея N26 Татьяна ЧУГУНОВА сказала “спасибо” ребятам: “Основной генератор идей – дети. Они сейчас сидят в школе и держат за меня кулачки. Каждый день звонят домой, узнают, как дела. Очень переживают”. Ее поддержала музыкальный руководитель детсада N34 “Аленушка” деревни Кузнецы Павлово-Посадского района Эльвира ИГНАТЬЕВА: “Своей победой в районном конкурсе “Педагог года” я также обязана своим детям. Мы победили вместе”.
А вот ответы на мой вопрос “Что вы сделаете для образования области, если победите на областном конкурсе?” просто хочется процитировать, ничего не комментируя. Ну чем не программа реформирования? Реальная, выработанная практиками.
Светлана ЛИСИЦИНА, учитель математики средней школы N3 г. Егорьевска: “У нас очень несовершенная система оценивания. Я сейчас работаю в классах различного уровня: коррекции, с углубленным изучением, в общеобразовательных. Тройка, которую получают дети в классе коррекции, очень отличается от тройки, поставленной ученикам из класса, где предмет изучается углубленно. По аттестату, с которым дети выходят из школы, очень сложно судить об их уровне развития”.
Ирина РЕЗЦОВА, учитель географии люберецкой средней школы N7: “Мы можем, конечно, ввести сейчас стобалльную систему, но очень сложно объяснить ученику разницу между 57 и 58 баллами, так же как и разницу между тройкой и четверкой. Кроме того, если мы изобретаем новую систему оценки, значит, нам необходимо либо эти данные заносить в компьютер, либо держать специалиста, который будет подсчитывать баллы. Получается, государство не доверяет педагогам?”.
Елена КОРОБКОВА, учитель начальных классов средней школы N15 г. Электрогорска: “Если бы это зависело от меня, вытянула бы больше средств на нужды образования из всех бюджетов – областного, городского и так далее, потому что школе необходимы новые учебники, компьютеры, технические средства. Тогда учителя смогут увлечь детей своим предметом”.
Любовь ЖУРА, учитель биологии гимназии N17, г. Королев: “Мне очень приятно ощущать себя частицей педагогики области. Школа – это особый мир. И выдерживать постоянное внимание детей может только неординарный человек. Прежде всего я бы хотела изменить взгляд на личность учителя”.
Да, участники конкурса “Педагог года Подмосковья” действительно могли бы стать авторами глобальной перестройки российского образования. Вот только… вряд ли бы нашли время на это. Одна из участниц призналась в разгар соревнования: “Я очень жду окончания конкурса, чтобы вернуться в свою школу, к своей работе. Мои ученики в этом году заканчивают 9-й класс. У меня все мысли, вся душа с ними. Я хочу к своим детям!” Кто это сказал? Не важно. Думали-то об этом все…
Оксана РОДИОНОВА
Комментарии