search
main
0

Золотые слова. Древнерусская литература учила людей жить честно

Во времена Синагрипа, царя Адорской и Наливской земли, был я, Акир, у него советником. И было возвещено мне от Бога: «У тебя сына не родится». Богатства же имел я больше всех иных людей, взял жену себе и устроил дом свой, и прожил шестьдесят лет, а не было у меня сына. И воздвиг жертвенники, и возжег огонь, и вопросил: «Господи, Боже мой! Если умру и не оставлю наследника, то скажут люди: «Акир праведником был и Богу честно служил. А умрет, и не окажется ни сына, который постоял бы у гроба его, ни дочери, чтобы его оплакала, никого, кто бы имущество его принял и стал бы его наследником». И теперь прошу тебя, Господи, Боже мой, даруй мне дитя мужского пола. Когда преставлюсь, пусть он посыплет прахом очи мои». И внял Господь молитве моей, и глас сошел ко мне с неба и возвестил: «Акир! Всякую просьбу твою исполню, а о сыне не проси меня. Но вот племянник твой Анадан, его и возьми себе вместо сына». И как услышал я глас Бога моего, то снова возопил: «Господи, Боже мой! Если бы был у меня сын, в день смерти моей посыпал бы прахом очи мои. Если бы до дня смерти своей ежедневно тратил бы он по пуду золота на нужды свои, то и тогда не истощил бы богатства моего». Но не ответил мне глас, и послушался я слов Бога и взял племянника своего Анадана вместо сына. Был он еще юн тогда, и приказал растить его, и вскормил его медом и вином, и одел его в шелка и в парчу, а когда подрос он, научил его всякой премудрости…

И я, Акир, не переставал учить сына своего. Когда же, словно хлебом и водой, насытил его наставлениями своими, то сказал ему так:

«О человек, слушай слова мои, господин мой Анадан! Всякий совет со вниманием выслушай во всякий день жизни своей. Если услышишь что от царя или увидишь что в дому его, то пусть истлеет это в сердце твоем, и не поведаешь об этом никому из людей. Если же проговоришься, то станут эти слова твои, как угли раскаленные, и обожгут потом тебя, и тело твое изранено будет… Завязанного узла не развязывай, а распутанного не завязывай…

Сын мой, склони очи свои долу, а голоса не возвышай; если бы криком строили дома, то осел бы ревом своим по два дома воздвигал бы на день. Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить. При умном не делай глупостей, а перед дураком не раскрывай ума своего. Не будь сладок чрезмерно, не то съедят тебя, но не будь и чрезмерно горек, чтобы не отшатнулся от тебя друг твой… Если муж не слушает советов, с таким не отправляйся в путь и с обманщиком не садись пировать. Если окажется в немилости тот, кто знатнее тебя, не слишком радуйся и не говори о нем ничего друзьям своим, да не припомнит он тебе слов этих, когда вновь восстанет, и не отомстит тебе. Когда муж в честь войдет, не завидуй ему, а когда обрушатся на него невзгоды, то не радуйся.

Сын мой, не приближайся к женщине глупой, и болтливой, и гордячке и не возжелай красоты женской: красота женщины в ее скромности. Если друг твой возненавидит тебя, и станет клясть тебя и швырять в тебя камнями, то ты все равно его хлебом-солью встречай, и по делам вашим обоим вам воздастся в день судный. Глупого мужа ожидает унижение, а праведника – почет.

Сын мой, не воздерживайся от наказания сына своего, ибо побои сыну, словно дождь, орошающий сад. Сын ведь от побоев не умрет, а если станешь пренебрегать воспитанием его, то какое-нибудь горе навлечет на тебя. Сына своего с детских лет смиряй, если же не укротишь нрава его, то раньше времени он состарится.

Сын мой, не покупай ни раба дерзкого, ни рабыни вороватой, чтобы они богатств твоих не раскрали. Если кто-либо станет наговаривать на друга твоего, не слушай его, а не то и о твоих грехах другим расскажет. Если кто-либо, повстречав тебя, обратится к тебе, то отвечай ему, подумав, ибо человек поспешит обронить слово, а после кается. Лживый человек поначалу всеми любим, а потом над ним же смеются и укоряют его…

Чадо, отца своего почитай, ибо все богатство свое он тебе оставляет. Бойся, чтобы не прокляли тебя отец и мать, а не то и ты от своих детей не узнаешь радости. Когда в гневе ты, не говори грубого слова, иначе глупцом тебя назовут. Не ходи ночью без оружия, ибо кто знает, с кем ты встретишься. Древо, отягченное плодами, склоняется, хоть и могучий ствол у него, – в этом и есть красота его; таким и ты будь, окруженный родней и друзьями. Как лев страшен силой своей, так и мужа чтут из-за родни его. Чей род скуден, у кого мало детей и близких, тот и перед лицом врагов своих слаб, и подобен дереву, растущему у дороги, которое обламывают все, кто ни пройдет мимо…

Сын мой, в праздничный день не проходи мимо церкви. Чадо, если в чьем-либо дому горе, то, оставив их в беде, не иди на пир к другим, но прежде посети тех, кто скорбит, а потом уже иди пировать и помни, что и тебе суждена смерть.

Сын мой, не имея коня, на чужого не садись, если сбросит он тебя, то посмеются над тобой. Если ты не голоден, не наедайся, а не то прослывешь обжорой. С тем, кто сильнее тебя, не ссорься, ты же не знаешь, что замыслит он против тебя… Гнев свой обуздай и за воздержанность свою удостоишься благодати от Бога. Не бери от других с большим весом и не отдавай с малым весом и не говори – «в этом прибыль мне», дурное это дело. Кто знает: увидит это Бог, разгневается на тебя и разорит дом твой как беззаконника. Божьим именем не скрепляй ложной клятвы, чтобы не сократились за это дни жизни твоей.

Сын мой, если испросил что-либо у Бога, не забывай об этом, не будь к тому невнимателен, но помни и внимай ему, и будешь благословлен им… Если тебе не дано чего-либо от Бога, то как ни старайся – не получишь; и бедный богатым может стать, а богач – обеднеть, и знатный впасть в уничижение, а низкий родом – возвыситься. Приди к скорбящему со словом утешения – это дороже, чем груда золота. Не оклевещи кого-нибудь, позарившись на золото и серебро, против этого и Бог, и все люди. Не пролей крови безвинного, ибо Бог отомстит за это…

Сын мой, если кто послушает речь умного человека, то, словно изнывая от жажды, напьется студеной воды. Если горе и печаль обрушатся на тебя, не укоряй Бога, тщетны против него твои усилия, а он услышит укоры твои и воздаст тебе должное. Будь судьей справедливым и до старости будешь в почете. Пусть слова твои приятны будут, и уста открывай только для доброго слова. Умному мужу что ни скажешь – примет это в сердце свое, а глупца, хоть кнутом его бей, ничему не научишь. Умного мужа, посылая куда-либо, не обременяй советами, а если глупого послал, сам иди за ним следом, а не то осрамит он тебя.

Сын мой, друга своего не искушай яствами и вином, иначе он и большего возжелает. Если позовут тебя на пир, то по первому зову не иди, а если снова позовут тебя, тогда знай, что тебя там почитают и достойно примут. Не бери взяток, ибо взятка ослепляет очи судей. Пробовал я и горькое и кислое, но ничто не может сравниться с бедностью. Легче нести соль или олово, чем отдать долг, тобой взятый. Поднимал я и камень и железо, и казалось мне это легче, чем мужу, знающему законы, вести тяжбу с ближним своим. Если сидишь в кругу знакомых, не дай им узнать о бедности твоей, а не то посмеются над тобой и не прислушаются к словам твоим.

Чадо, люби жену свою всей душой, ибо она – мать детей твоих и услада жизни твоей. Когда станешь воспитывать сына своего, то всего более учи его воздержанию; как будет он воспитан, так и жизнь свою проведет. Если нет к тому повода, не начинай ссоры в дому своем, а не то посмеются над тобой соседи твои. Лучше в горячке лежать или в лихорадке, чем жить со злой женой: не увидишь и света в доме своем, а того, что на сердце у тебя, ей не открывай. Лучше послушать пьяного мудреца, чем трезвого дурака. Лучше слепой глазами, чем слепой сердцем: незрячий, ходя по дороге, привыкнет и научится сам находить путь свой, а слепой сердцем собьется с пути своего и заблудится…

Сын мой, лучше верный раб, чем лживый свободный. Лучше друг, живущий рядом с тобой, чем родственник, живущий вдали. Доброе имя и слава почетнее для человека, чем красота лица его, ибо слава вечно живет, а лицо после смерти истлеет… Лучше баранья нога в твоих руках, чем лопатка баранья в руках чужих, лучше овца рядом, чем вол вдалеке. Лучше один воробей, да в твоих руках, чем тысяча птиц, летящих под облаками. Лучше посконные одежды, да твои, чем шелковые, но которых у тебя нет.

Сын мой, когда позовешь друга своего на пир, то встречай его с веселым лицом, тогда и он веселым возвратится к себе домой. Когда пируешь с другом, не сиди с недовольным лицом, да не будет пир этот тебе на посрамление и не назовут тебя неучтивым. Не расхваливай одного и не осуждай другого, не зная сути дела, но, лишь обо всем разузнав, говори о них… Сын мой, если хочешь кому-либо сказать слово, то не спеши, а поразмысли в сердце своем и скажи то, что нужно, лучше ведь ногой споткнуться, чем языком. Когда будешь среди друзей, не смейся: в смехе рождается глупость, а из глупости – ссора, а из ссоры – свара и драка, а в драке – смерть, а смерть – это тяжкий грех…

Сын мой, над глупцом не смейся, но отойди от него, и над несчастным не смейся, ибо он такой же человек. Денег своих без свидетеля не отдавай понапрасну, а не то потеряешь их… Старого друга от себя не отгоняй, если он провинился перед тобой, а не то и новые друзья бросят тебя. Сидя на пиру, не думай дурного о друге своем, иначе не почувствуешь вкуса яств на губах своих. Господина своего почитай, знатных не унижай, а незнатных не возноси, но что говорит тебе господин, то и делай…

Сын мой, лживое слово лишь на первый взгляд тяжело, словно олово, а потом всплывает. Испытай друга своего: доверь ему тайну свою, и когда минет немалый срок, поссорься с ним, и если он сохранит твою тайну, то возлюби его всем сердцем, ибо это настоящий друг, если же разболтает тайну твою, отвернись от него и не возвращайся к нему. Лучше, если кто-либо у тебя украдет, чем тебя назовут вором. Если перед царем за друга своего заступишься, уподобишься тому, кто из пасти льва вырвал овцу… Если умрет друг твой, который тебя невзлюбил, не радуйся: лучше, если бы он остался жив и кару принял от Бога, а ты бы простил его и помог бы ему; и за это получил бы ты благодать от Бога.

Сын мой, увидев старца, встань перед ним, а если он и не поблагодарит тебя, то Бог тебя благословит. Если зовешь друга на пир, с другим делом не подступай к нему, а не то обманщиком тебя посчитают… Если Бог пошлет кому богатство, не завидуй ему, но еще больше, насколько можешь, почитай его. Когда входишь в дом, где случилось горе, то не говори о еде и питье, а если сидишь на веселом пиру, то не вспоминай о печальном.

Сын мой, глаза человеческие – словно озера: сколько ни бросай в них злата – не насытятся, а умрет человек, и пылью сыт будет. Если ты богат, не мори себя голодом и жаждой: умрешь ты, все иному достанется, и начнет он жить припеваючи, а ты – окажется – всуе трудился. Если человек от бедности украдет, то прости его, ибо не он это сделал, а бедность его к тому принудила. Придя на пир, долго не засиживайся, не то, не дождавшись, когда ты сам соберешься уйти, прогонят тебя. К другу своему не ходи слишком часто, не то перестанут тебя уважать. Когда ты нарядишься в новые одежды и всем покажешься пригожим, другому нарядному не завидуй; у кого одежда изящна, у того и слова должны быть красивы. Имеешь ли ты что-либо или не имеешь, все равно, не печалься: какая польза тебе от печали?

Сын мой, если пес, бросив своего хозяина, пойдет за тобой следом, то обернись, возьми камень и швырни в него камнем, ибо и тебя также оставив, за другим побежит. Если сосед тебя разлюбит, то ты еще больше его люби, чтобы, рассердившись на тебя, не сотворил бы неожиданно какой-либо пакости. Если недруг твой захочет облагодетельствовать тебя, не спеши ему довериться, а не то так, обманув тебя, всю злобу свою на тебя обрушит. Если человек грешит из-за дурного нрава своего, то не говори, что его безвинно наказывают, а не то и сам так же согрешишь. Пусть лучше тебя побьет умный, чем глупец умастит тебя елеем, ибо если умный ударит тебя, то чувствует себя так, словно сам себя бьет, и станет потом размышлять, как бы тебя утешить, а глупец, потратив на тебя наперсток елея, рассчитывает получить взамен груду золота.

Сын мой, за все, чему научил я тебя, воздай мне сторицею, соедини свою мудрость с моею».

И всему этому научил я, Акир, племянника своего Анадана…

Повесть об Акире Премудром. Поучение сыну. Впервые на русском языке появляется в рукописных сборниках XII века. Оригинал текста восходит к ассирийской повести VII-V веков до нашей эры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте