Школа, в которой я работаю, особая. Здесь обучаются дети с интеллектуальными нарушениями. Очень часто диагноз «умственная отсталость» воспринимается окружающими как приговор. Действительно, нашим ребятам приходится сталкиваться с рядом проблем, и одна из них – получение необходимой для жизни профессии.
Выбор профессий, предлагаемых для освоения детям с особыми образовательными потребностями, весьма ограничен. Повар, слесарь, швея, озеленитель, переплетчик, сборщик обуви – вот небольшой перечень профессий, доступных молодым людям с интеллектуальными нарушениями. Еще сложнее особому ребенку по окончании обучения адаптироваться в рабочем коллективе, доказать работодателю свою способность выполнять должностные обязанности, ощущать себя личностью. Особая роль в социализации детей с ОВЗ и подготовке их к осознанному выбору профессии с учетом показателей здоровья и индивидуальных возможностей отводится образовательным учреждениям.Наши обучающиеся, как никто, нуждаются в самореализации, общении на равных с подростками из обычных школ, в оценке своих способностей. Все это можно получить, выступая на соревнованиях и конкурсах наравне с учащимися общеобразовательных школ. Такую возможность предоставляет участие в программе профессиональной подготовки и профориентации школьников JuniorSkills.Мы, учителя профильного труда школы, сначала сомневались, стоит ли детям участвовать в чемпионате такого уровня. Проанализировали результаты работы школы по профессиональной подготовке, решили попробовать, и в 2016 году наши ребята приняли участие в чемпионате. К принятию такого решения подвела вся многолетняя система работы. Количество часов трудового обучения в коррекционной школе по сравнению с другими школами увеличено, поэтому все необходимые навыки ребята приобретают в урочное время, а оттачивать мастерство могут на дополнительных занятиях. Много лет обучающиеся участвуют в конкурсе трудового мастерства для школьников с ОВЗ «Лучший по профессии». Ежегодно в рамках профориентационной акции в Москве «Сто дорог – одна твоя», подготовленной ГМЦ, учащиеся 8-х и 9-х классов с классными руководителями посещают колледжи, знакомясь с рабочими профессиями московского региона. По возможности дети не только участвуют в мастер-классах, но и проводят их сами под руководством педагогов. Учителя школы готовят подростков и участвуют с ними в доступных им соревнованиях и конкурсах различного уровня, где те получают опыт общения, поведения, работы в команде. Изучив опыт коллег-дефектологов из регионов, учителя труда ввели в практику работы метод проектов. Учебные проекты планируются в наиболее знакомых и понятных областях. Задача педагога заключается в создании педагогических ситуаций, направленных на преодоление психологической инертности и на развитие творческого воображения детей. Такая большая подготовительная работа привела к замечательным результатам. Учитель Н.Н.Одначев заявил для участия в чемпионате JuniorSkills учеников 9-го класса А.Бондаренко и А.Шпинькова. Ребята номинировались в компетенции «Слесарное дело». На рассмотрение экспертам чемпионата был подготовлен и представлен проект «Струбцина столярная». Став призерами первого тура, юноши продолжили участие в соревнованиях и заняли второе место в финале регионального чемпионата JuniorSkills Москва-2017. Затем уже две команды учащихся нашей школы участвовали в первом этапе чемпионата JuniorSkills в компетенциях «Технология моды» (учитель Н.Н.Петрова) и «Флористика» (под моим руководством). А еще одна из наших учениц – А.Агапова – вошла в состав московской команды школьников для участия в III национальном чемпионате «Абилимпикс». Елена КАЦКОВА, учитель профильного труда школы №567
Комментарии