search
main
0

Золотые руки

Демоэкзамен, профпроба и эталонное выполнение заданий - все это СПО

Уже год, как Россошанский химико-механический техникум работает в новых условиях – обучает студентов по технологиям и стандартам WorldSkills Россия на новом оборудовании, выигранном в ходе конкурса в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». В техникуме представлено пять новых современных мастерских по направлению «Строительство». О том, какие возможности это дает и в каких конкурсах и программах позволяет участвовать, рассказывает директор техникума Александра КРАВЧЕНКО.

– Все основные проекты, над которыми мы сегодня работаем, например профориентация и дополнительное профессиональное образование, связаны со стандартами WorldSkills. Им же соответствует и процедура аттестации в форме демонстрационного экзамена.

Повышенный интерес вызывает программа профориентационного направления, в которой мы тоже участвуем, под названием «Билет в будущее». В рамках этого проекта к нам приходят обучающиеся 6-11‑х классов и проводят профпробы – так называются профессиональные испытания, организованные для детей. Мы эти занятия еще называем мастер-классами, ведут их наши мастера-преподаватели. Они рассказывают и показывают школьникам, что представляют собой профессии строительного профиля «малярно-декоративные работы», «облицовка плиткой», «кирпичная кладка», «сухое строительство и штукатурные работы», а также «сантехника», «отопление» и давняя наша профильная компетенция «лабораторно-химический анализ». Каждая проф­проба длится до двух часов, за это время дети могут своими руками «потрогать» профессию – положить плитку или кирпич, смешать раствор, поработать с химическими растворами и пробирками. Нам проект «Билет в будущее» кажется очень перспективным, мы его активные участники. Это федеральный проект, его оператором в Воронежской области считается Центр опережающей профессиональной подготовки. В этом году мы сотрудничаем с двумя школами города Россоши – лицеями №4 и №11, и дети из этих школ уже в середине октября приходили к нам на первые профессиональные пробы.

Конечно, мы и раньше занимались проф­ориентационной работой, например, в день открытых дверей проводили парад профессий, на котором презентовали гостям (а это в основном были наши будущие студенты и их родители) все наши профессии. Детям такие мероприятия нравятся, потому что это и интересно – можно узнать свою будущую профессию и присмотреться к ней, и весело, поскольку в этот день всегда проводится концерт, подготовленный силами наших учащихся. Можно увидеть, насколько они способны не только работать и учиться, но и талантливо и творчески организовывать свободное время. Подобные мероприятия у нас традиционно проводятся с 2016 года.

Также в 2020 году мы реализовали проект для школьников под названием «Профобучение по первой профессии». Ребята и девушки приходили к нам на занятия вечерами после школьных уроков 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев и учились своей первой профессии по одному из четырех строительных направлений. По каждому направлению около 10 старшеклассников прошли обучение и получили свидетельство о первой рабочей профессии.

– Александра Викторовна, наверняка новое оборудование дает возможность по-новому взаимодействовать с работодателями.

– Да, действительно, и в этом направлении мы смогли реализовать свои программы. Например, в сотрудничестве с домостроительным комбинатом – одним из крупнейших застройщиков в Воронежской области – мы начали переобучение их работников старше 50 лет, для них это как повышение квалификации по компетенции «Облицовщик-плиточник». Обучаем их новым технологиям, которые стали возможны с появлением современного оборудования. Также в нашем городе Россошь заключили договор с одной из муниципальных фирм и переобучаем слесарей по направлению «Сантехника и отопление».

Еще один интересный опыт получили при взаимодействии со службой занятости. Мы проводим переобучение взрослых граждан, которые обратились сюда за получением новой профессии. Также переобучаем женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком или в статусе домохозяйки, воспитывающих детей школьного возраста. Еще одна категория участников проекта – трудоустроенные граждане старше 50 лет, которые вынуждены менять профессию. Это одна из новых программ содействия занятости, она стартовала в 2021 году.

И со службой занятости, и со строительными комбинатами и фирмами мы заключаем договоры, но услуги нам оплачивает федеральный оператор, а для людей это обучение бесплатное, так же как и для их работодателей. Программа тоже курируется агентством WorldSkills Россия.

– Я слышала, что переобучение предусмотрено и для студентов вузов.

– Да, есть еще один проект, над которым мы работаем, и связан он непосредственно с вузовским студенчеством. К нам приезжали представители торгово-промышленных палат города и области, и по итогам этой встречи был заключен договор о профобучении студентов строительных отрядов по ряду строительных направлений.

Работа ведется таким образом, что студенты колледжей и вузов, желающие на летних каникулах работать в студенческих строительных отрядах, в течение учебного года обучаются у нас профессиям – электрика, каменщика и штукатура-маляра. Наши преподаватели приезжают к ним в выходные дни и занимаются на базе Воронежского государственного университета инженерных технологий. Такая работа организована в рамках сетевого взаимодействия: мы привезли свое оборудование, собрали его на площадке, которую предоставил ВГУИТ, наши мастера-преподаватели учат студентов профессии, работать руками, а преподаватели вуза читают теоретический курс. Сетевое взаимодействие сейчас очень востребовано, благодаря этому несколько образовательных учреждений реализуют одну образовательную программу, и это дает положительный эффект.

Также в рамках сетевого взаимодействия мы проводили в нашем техникуме демонстрационный экзамен. Для этого прошли процедуру аккредитации центров демонстрационного экзамена по шести направлениям. Это дало нам возможность в июне 2021 года принимать студентов других образовательных учреждений среднего профобразования, которые в рамках аттестации сдавали демонстрационный экзамен на нашей базе.

– Наверное, много людей приезжало?

– Да, были студенты нескольких техникумов и колледжей со всей Воронежской области. Но мы справились, в этом году ожидаем еще больше людей, так как демонстрационный экзамен предусмотрен новым стандартом, и многие по нему уже учатся. Количество студентов, которые собираются его сдавать, постоянно растет. И в этом году мы планируем создать еще один центр демонстрационного экзамена по профессии пожарного.

Кстати, в том, чтобы правильно и удобно организовать демоэкзамены и прием большого числа гостей, нам помогает участие в проекте «Бережливый регион». Мы присоединились к его выполнению в части «Бережливое управление», это предполагает сбережение ресурсов при сдаче демонстрационного экзамена в наших мастерских. Проект стартовал на базе Центра опережающей профессиональной подготовки, я как директор вошла в рабочую группу, и мы вырабатываем систему общения между образовательными учреждениями. Это делается для того, чтобы все могли пользоваться имеющимися у каждого учреждения ресурсами – у одних есть новое оборудование, у других эксклюзивные кадровые ресурсы или методическая база. Все, что сможет предоставить та или иная организация, мы размещаем в единой базе, и все учреждения профобразования Воронежской области смогут пользоваться этими данными, в том числе планировать сдачу демонстрационных экзаменов.

Как показал 2021 год, не все вопросы у нас решаются так быстро, как того хотелось бы. Поэтому надеемся, что проект «Бережливое управление» поможет нам это исправить. Хотя вопросов немало, мы не привыкли делать проекты для экономии времени руководителя или еще кого-то. Но оказалось, что это достаточно интересно, и в 2022 году предполагается тиражирование этого проекта на всю область.

– И как все проходит, вы уже чувствуете экономию своего времени руководителя?

– Я бы сказала так: сегодня мы работаем в полную силу и надеемся, что просчитанная экономия скажется в будущем. А вообще мы стараемся участвовать во всех предлагаемых проектах, чтобы не стоять на месте и быть заметными. Такой подход помогает работе и продвижению нашего техникума.

Например, нам удалось стать участниками еще одной программы под кураторством WorldSkills Россия. У нас есть замечательные педагоги-мастера, которые могут учить руками. Поэтому мы разрабатываем учебно-методические комплексы для дальнейшего тиражирования их по всей территории Российской Федерации. В рамках создания такого комплекса планируется разработка интерактивных учебников, рабочих тетрадей, а также материалов для аттестации. Ее мы постарались выполнить совершенно в новом формате, чтобы ребенок мог проходить процедуру через QR-код: наводит телефон на цифровую мозаику, и открывается платформа, на которой можно пройти тестирование, решить задачу или выполнить упражнения.

– Вы сами разрабатывали задания?

– Да, это делали наши преподаватели. Также в рамках разработки УМК мы подготовили видеоуроки. Специально приглашали для работы профессионального видеооператора, составляли сценарии, в итоге у нас получились видеоуроки эталонного выполнения различных практических занятий. Мы уже вышли на этап экспертного согласования, надеемся, что нашу работу одобрят.

Хочу сказать, что все это большой труд, который имеет некоторую стоимость. Но у нас есть определенный доход, что очень нам помогает. Например, получили возможность дополнительного бесплатного обучения наших студентов, пятеро из них уже смогли бесплатно осваивать вторую профессию и кроме своей основной квалификации освоить еще одну.

Татьяна МАСЛИКОВА, Россошь, Воронежская область, фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте