search
main
0

Золотые россыпи. Слухи о кончине творчества преувеличены

Вручение премий победителям VI Республиканского конкурса авторских программ и учебно-методических пособий – необычное действо. У любого наблюдателя возникает ощущение, что это вовсе и не конкурс, что награждают всех. Одно радостное лицо сменяет другое. Учителя, воспитатели, психологи и педагоги дополнительного образования уносят с собой дипломы и кипы книг от лучших российских издательств. А сотрудники Института развития образования Республики Татарстан переводят дух. Очередной конкурс, продолжавшийся целый год, подошел к концу.

Успешный проект

Почетные гости, расположившиеся в первом ряду актового зала Национального культурного центра «Казань», говорят слова приветствия педагогам. А речь первого заместителя министра образования и науки Республики Татарстан Данилы МУСТАФИНА – своего рода резюме 12-летней истории состязания: «Несомненно, этот конкурс имеет большое значение. Он проходит раз в два года, а значит, есть время поразмышлять, осознать то, что сделано, и выдвинуть новые идеи. Видимо, этот ритм выбран не случайно. Об этом говорят результаты – количество участников из года в год увеличивается. Это один из показателей успешности данного проекта. Благодаря конкурсу удалось выявить много талантливых учителей, особенно из глубинки, сельской местности. Многие победители стали впоследствии руководителями образовательных учреждений, авторами учебников и учебных пособий. Увеличилось внимание научной общественности к этому конкурсу. А его материалы способствуют развитию, улучшению, обновлению технологий образования».

Ощущение, что в конкурсе побеждают все, обманчиво. Просто его организаторы – ИРО РТ и Министерство образования и науки Республики Татарстан стараются наградить всех, кто выдвигает свежие, актуальные, практикоориентированные идеи. Но отбор идет серьезный. Так, из присланных на первый конкурс в 1994 году ста программ и учебно-методических пособий только семь получили главную награду – лицензию с правом на образовательную деятельность. А в этом году строгое жюри вручило лицензии 23 участникам. И это из… 940 педагогов, приславших свои разработки в столицу республики! Еще 91 человек был награжден дипломами I степени. 219 конкурсантов стали обладателями дипломов II степени.

На VI конкурсе работало 13 экспертных комиссий. Больше всего работы оказалось у специалистов по дошкольному и начальному образованию. Четверть конкурсных материалов касалась коррекции речевого, сенсомоторного развития детей дошкольного возраста, альтернативных форм воспитания и развития детей раннего возраста в условиях детского сада и семьи, музейной педагогики, ознакомления с историей родного края, сохранения и укрепления здоровья детей. Четвертую часть составили и авторские разработки по предметам естественно-математического цикла – математике, физике, информатике, химии, биологии, географии. По мнению комиссии, в работах конкурсантов прослеживается несколько основных направлений. Первое – смена акцентов учебной деятельности, внедрение в практику передовых инновационных технологий. Второе – методическое сопровождение внедрения концепции профильного обучения в Республике Татарстан. Третье – национально-региональный компонент. Четвертое – содержательно-методическое обеспечение обновленного содержания. И пятое – пособия, в которых рассматривается интегративный подход к преподаванию.

Серьезные заявки для педагогического конкурса? Похоже, учителя Татарстана готовы дать фору ученым и методистам.

Посмотрите, как интересно!

Лично убедиться в профессионализме участников состязания я смогла на презентации авторских учебно-методических материалов по русскому языку и литературе и развитию речи. Кстати, очень многие из работ, представленных в этой номинации, получили высшую награду – лицензию.

Свою работу представляет филолог 75-й гимназии с русским этнокультурным компонентом Светлана КИТАЕВА. Как и многие ее коллеги – участники конкурса, – она признается, что за разработку темы взялась не от «хорошей жизни»: «Когда мои ученики подошли к восьмому классу, я поняла, почему дети так не любят читать классическую литературу. В программе 8-го класса я увидела огромное количество терминов, непонятных слов, понятий, деталей одежды, поведения. Тогда я решила покопаться в литературе, найти как можно больше иллюстративного материала, чтобы детям стал понятным текст русской классической литературы, стал для них настольной книгой». Спецкурс Светланы Леонидовны «Быт и образ жизни крестьянской и дворянской семей в русской литературе XVIII и начала ХХ века» состоит из 34 уроков. Одиннадцать из них посвящены крестьянству, остальные – дворянству. На занятиях рассматривается каждая деталь: начиная с поведения, внешнего вида, заканчивая моральным кодексом. Все уроки строятся по одному принципу: эпиграф из русской классической литературы XVIII-XX веков, цели, понятия и термины, принципы обучения, изо, музыка, литература. Это в конспекте. В классе все гораздо интереснее. Тут и конкурсы рисунков: изобразить штрипки, сюртук, прическу светского человека. И экскурсии в Петербург, Болдино, Царское Село, Тарханы… И внеклассное мероприятие – литературно-музыкальный альманах «Кодекс чести русского дворянина в литературе XVIII – начала XX веков». И многое другое. Светлана Китаева, волнуясь, показывает свои «раритеты»: «Мне хотелось, чтобы они не только поняли, но и пощупали. Удалось в антикварном магазине купить пластинку Шаляпина. Это одна из самых первых пластинок, изготовлена в Германии. Смотрите, как интересно: одна часть шероховатая, а другая гладкая. Мне хотелось показать им бумажные купюры, которые были выпущены 107 лет назад! Вот они: рубль синий, три рубля зеленые, совсем как наши советские деньги пятнадцатилетней давности. В 1915 году были интересные купюры – с отрывными талончиками. А в 1918-м неинтересные, но носили их пачками».

Конечно, у такого педагога учеба – захватывающее действо, не оторваться. Так же интересно ребятам, которые учатся у преподавателей русского языка чистопольской татарской гимназии №2 Танзили ГУБЕЕВОЙ, Рушании ЗАКИРОВОЙ, Розалии МУДАРИСОВОЙ, Рамзии ХАМЕТОВОЙ. Этот авторский коллектив представил на конкурс дидактическое пособие «Наш город Чистополь и люди, творящие в нем». На презентации о своей работе учителя рассказали так: «В основу пособия положены идеи проекта федерального проекта государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку, а именно – этнокультурный интегративный подход к преподаванию русского языка. Это дидактический материал для 5-6, 6-7, 8 и 9-го классов по разделам «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис», «Стилистика». Для упражнений мы старались отбирать тексты, имеющие высокий гражданский пафос. Поэтому пособие представляет ценность и как дидактический материал по русскому языку, и как дидактический материал по литературе, воспитывающий истинных патриотов своего края и России». Подробнее о пособии чистопольских филологов мы еще расскажем на страницах «Методической кухни». Тем более что этот дидактический материал получил на конкурсе специальный приз «Учительской газеты» – фотоаппарат. Теперь команда авторов сможет иллюстрировать свои книги собственными фотографиями!

Найти и исследовать

Учителя из Чистополя, другие конкурсанты говорили немало добрых слов в адрес Института развития образования РФ, сотрудников различных кафедр. И не зря. Ведь конкурс – это только верхушка айсберга под названием «Выявление передового педагогического опыта». Чтобы выявить творческих учителей, исследовать их опыт, вдохновить на описание и анализ своей работы, требуется немало сил и времени. Об этом говорила в своей статье, опубликованной в республиканской методической газете «Открытый урок», зав. методическим кабинетом Советского района Казани Валентина Афонская: «…мы выявляем талантливых педагогов, склонных к самоанализу и самоактуализации, способных синтезировать педагогические находки, оригинальные нетрадиционные подходы к обучению и воспитанию детей и на их основе выстраивать собственные образовательные парадигмы, образцы педагогической деятельности».

Работа это чрезвычайно важная и нужная, не менее, чем награждение лучших педагогов. Для удобства в структуре методической службы Советского района столицы Татарстана была создана Школа педагога-экспериментатора. А ее руководитель, учитель гимназии №121, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук Ирада ГАЛЕЕВА разработала методику изучения и описания передового педагогического опыта.

1. Критерии передового педагогического опыта.

Передовым рекомендуется считать педагогический опыт отдельного учителя, творческой группы, а также целого коллектива, если:

а) достигается высокий объективный и устойчивый результат в формировании знаний, умений и навыков по предмету;

б) учебная работа положительно отражается на интеллектуальном развитии учащихся, их воспитании, на формировании профессионально значимых качеств личности;

в) в работе преподавателей имеется элемент новизны, своеобразия – в методах, приемах, в применении педагогических технологий, системе того или иного вида работы, в структуре учебного занятия, в используемых дидактических средствах – при условии, что данный элемент в значительной мере определяет успешность обучения.

Новизна дидактических элементов, составляющих сущность передового опыта, выявляется на основе научно-педагогического анализа и их сопоставления с широко распространенной (общеизвестной, апробированной) практикой преподавания.

2. Элементы дидактической системы, подлежащие изучению:

а) общие результаты учебно-воспитательной работы за 2-3 предшествующих года;

б) влияние обучения на умственное развитие учащегося;

в) профильная направленность обучения:

– в содержании (формирование посредством содержания тех или иных ценностных ориентиров; развитие познавательных способностей для овладения продвинутым уровнем усвоения предметной области);

– в методах и приемах (уровень научности, проблемности, интегративности);

– в формах учебной работы (дистанционное, интенсивное, экстернатное, проектное обучение).

3. Формы изучения опыта:

– посещение системы уроков,

– анализ дидактического содержания уроков,

– знакомство с творческой лабораторией учителя,

– анализ работ учащихся,

– психолого-педагогические диагностики,

– беседы с администрацией школы и коллегами.

4. Описание опыта.

При описании опыта необходимо:

а) определить ключевое направление, характерное для системы работы данного учителя (коллектива) и имеющее принципиальное значение для получения положительных результатов;

б) попытаться теоретически обосновать данное направление, привести в его пользу аргументы научно-педагогического характера;

в) весь эмпирический материал, собранный в процессе изучения опыта, изложить таким образом, чтобы он был:

– подчинен ключевому направлению данного опыта,

– структурирован в соответствии с приведенной выше схемой дидактических элементов, подлежащих изучению,

– дидактически осмыслен, логически упорядочен и завершен,

– проиллюстрирован конкретным материалом,

– снабжен необходимыми комментариями и выводами;

г) показать учебный эффект избранного направления в совершенствовании педагогического опыта;

д) попытаться отразить развивающий и воспитывающий эффект данной системы;

е) дать собственную оценку описанному опыту;

ж) высказать свои предположения относительно совершенствования и развития данного опыта, попытаться определить более широкие и общие результаты, к которым можно прийти, совершенствуя данный опыт.

Разрабатывать «золотую жилу» учительства не так сложно. Потому что в каждой школе можно найти целые россыпи талантов. Прав председатель Татарского республиканского комитета Профсоюза работников образования и науки РФ Юрий ПРОХОРОВ: «Я считаю, конкурс – это ответ тем людям, которые разносят вести о том, что наша система образования начинает рушиться. Слухи о преждевременной кончине творчества, инициативы нашего учительства преждевременны».

Талантливый педагог способен синтезировать педагогические находки

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте