Окончание. Начало в N13
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ
(Модернизированная модель В.А.Крутецкого)
1. Математическая информация быстро и легко воспринимается как в конкретной, так и абстрактной задачах (количественные отношения и действия в объектах, явлениях), умело выражено ее обобщение в формуле, теории.
2. Быстрое и широкое обобщение математических объектов, отношений и действий.
3. Выбор вариантного решения математических задач.
4. Мышление не развернутыми полностью умственными операциями в процессе математического рассуждения, а свернутыми умозаключениями при соблюдении логики.
5. Гибкость и критичность мыслительных приемов, легкое и свободное переключение от одной умственной операции к другой, переключение мысли с прямого на обратный ход.
6. Стремление к ясности, простоте, экономности и изяществу рассуждений и решений.
7. Использование большей части свободного времени для решения математических задач, софизмов, для дополнительного математического образования, опережения своих сверстников в математических знаниях на год или на два.
8. Любовь к парадоксам (математическим), софизмам, получение удовольствия от решения их и вообще от решения трудных математических задач.
9. Потребность описывать явления действительно математическим языком, языком формулы, отношений и зависимости.
СТРУКТУРА ХИМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
(Модель Н.И.Ильичевой)
1. Высокая степень наблюдательности природных явлений, превращений, их интерпретация.
2. Высокий уровень умственных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации, систематизации).
3. Быстрое и легкое усвоение химического языка, механизма химических реакций.
4. Умение выделять виды химических связей (ядерные, графические, структурные, молекулярные, водородные, ионные, ковалентные связи).
5. Академические знания.
6. Углубленное погружение в химические явления, процессы, химические формулы, структуры, уравнения, эксперименты, опыты и умение делать выводы и интерпретации с точки зрения материалистического мировоззрения.
7. Интерес и склонность к изучению научно-популярной литературы по химии, технологии, структуре, внутренним процессам и их условиям.
8. Самостоятельная постановка и решение проблем, связанных с экологией, медициной, отраслями народного хозяйства, их практическая направленность и доведение эксперимента до логического конца.
9. Умение правильно и целенаправленно поставить эксперимент, сделать необходимые расчеты и собрать приборы.
10. Умение на примере химических формул предсказывать свойства данного вещества и их применение в народном хозяйстве.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(Модель Н.И.Ильичевой)
1. Интерес к историческому факту, его анализу, интерпретации (истолкованию).
2. Установка на выяснение причин возникновения исторического явления.
3. Установка на выяснение закономерности исторических явлений, стремление обнаружить в частном явлении закономерности.
4. Подход к познанию общественного явления с точки зрения принципа историзма.
5. Умение выявить тенденцию развития общества: прогрессивного, регрессивного и одноплоскостного.
6. Интерес к чтению историко-научно-популярной литературы.
7. Увлечение чтением мемуаров, исторических романов и их критическая оценка.
8. Ежедневное чтение газет и умение вычленять философско-историческую информацию.
9. Склонность к работе с архивным материалом.
10. Желание и умение выразить свое отношение к истории, устно или письменно.
11. Общая культура и эрудиция.
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
(Модернизированная структура Н.Ф.Гоноболина)
1. Высокие способности в соответствующей области знаний, науки, искусства (академические).
2. Способность преподносить сверстникам, малышам, взрослым информацию как учебную, так и любую познавательную: ясно, четко, просто, понятно, вызвать интерес к ней, возбуждать у них активный познавательный интерес и самостоятельность в добывании знаний, способность вести от мысли через мысли к мысли.
3. Организационные способности.
4. Способность непосредственного эмоционально-волевого внушения, воздействия на учеников (суггестический компонент).
5. Способность “проникать” в психику человека, педагогическая наблюдательность (перцептивный компонент).
6. Конструктивный компонент (способность изменения типа, вида урока, способность к вариативности, связанная с отбором, композицией, проектированием учебно-воспитательного материала).
7. Способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства при помощи речи, мимики и пантомимики (экспрессивный компонент).
8. Способность устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками, младшими и старшими, педагогический такт, корректность, деликатность (коммуникативный компонент).
9. Педагогическое воображение (способность предвидеть последствия своих воздействий, действий, способность “проектировать” личность человека).
10. Диагностические способности (способности изучения учеников, своей деятельности на уроке, достоинств и просчетов в преподавании и своей личности).
11. Общая эрудиция и культура.
12. Личностные качества (терпение, выдержка, доброта, честь, совесть, милосердие, достоинство, принципиальность, гибкость педагогического мышления и др.).
13. Любовь к детям, желание и потребность общаться, работать с ними, воспитание без наказания, вера в каждого ученика, педагогический оптимизм, жизнерадостность.
СПОСОБНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛИДЕРА
(Модель Д.Сиск. США)
1. Позитивная самооценка.
2. Способность и открытость к новым идеям.
3. Обостренная восприимчивость, познавательная деятельность.
4. Способность к двусмысленности.
5. Чувство юмора.
6. Независимость мнения.
7. Экспрессивность, способность эмоционально выражать свое состояние.
8. Настойчивость, упорство.
9. Способность к решению проблем.
10. Гибкость, пластичность ума (мобильность).
11. Способность совершенствовать увиденное.
12. Интеллект.
13. Интуиция, внушение, инсайт.
14. Оригинальность.
15. Скорость наработок разных идей.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ
(Модель И.К.Шалаева)
1. Интеллектуальные способности, умение анализировать, планировать, прогнозировать, составлять программы, выдвигать дерево целей для группы, большого коллектива.
2. Идейность, основанием которой служат общечеловеческие ценности: гуманизм, милосердие, готовность к реализации принципа социальной справедливости, забота о здоровье и быте окружающих.
3. Сила воли, работоспособность, мужество.
4. Способность к риску.
5. Профессиональная эрудиция, компетентность.
6. Организаторские способности: умение переводить социально значимые цели на язык практики с включением в эту практику всех членов коллектива.
7. Эмпатия – способность проникать в духовный мир другого человека, понимать психологию его и верно на нее реагировать и адекватно определять свою позицию в конкретных ситуациях общения.
8. Коммуникативность: общительность и личная деловитость.
9. Владеет рефлексией, т.е. способностью видеть самого себя, свои положительные и отрицательные свойства и качества, видеть себя глазами других и опережающе определять их реакцию на свои прогнозируемые действия.
10. Положительная мотивация потребностей, убеждений, мировоззрения, идеала, притязаний, ожидаемой оценки личностью группы, окружающих.
11. Способность своим энергетическим полем ума и действий “заряжать” других людей, активизировать их творческую деятельность, доводить начатое дело до логического конца и стимулировать их действия как морально, так и материально.
12. Требователен к себе и окружающим.
13. Умение вызывать встречные усилия окружающих посредством создания стимульных ситуаций.
14. Умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и контроль.
15. Гибкость мышления, оригинальность, умение наработать идеи в управленческом процессе и смело отказаться от неправильно принятого решения.
16. Результативность успеха всех членов группы, коллектива.
17. Высокая требовательность к себе и окружающим.
18. Способность к юмору.
СПОСОБНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
(Модель В.С.Сабельникова)
1. Внимательно вслушивается в иностранную речь и пытается воспроизвести ее.
2. Отзывается очень быстро и легко на звуковую форму речи и имитирует ее, т.е. обладает способностью к подражанию.
3. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что необходимо запомнить.
4. Имеет хорошую артикуляционную базу.
5. Существует хорошая координация между слуховым и моторным анализаторами, т.е. быстро и правильно воспроизводит услышанное вслух или быстро записывает.
6. Легко пользуется новыми словами, быстро выражает свою мысль на иностранном языке.
7. Может самостоятельно читать иностранный текст со словарем и быстро запоминать орфограммы.
8. Высокий уровень ассоциации родного языка с иностранным, т.е. название предмета, действия, процесса, явления быстро соединяет словесно в логическую цепочку.
9. Потребность и склонность иностранный текст читать в оригинале, в подлиннике.
10. Обгоняет своих сверстников в изучении иностранного языка.
11. В произношение иностранных слов вкладывает много чувств и энергии, владеет выразительной экспрессией и имеет лексическое чутье; дети видят сходство между корнями слов разных языков, чувствуют внутреннюю форму речи.
12. После учебных занятий любит читать газеты, книги, прослушивать и просматривать видеоаудиокассеты на иностранных языках и делает это с большим удовольствием, внимательно вслушивается в иностранную речь, минуя перевод на родной язык.
13. Любит решать лингвистические и стилистические задачи и проводить этимологические исследования.
14. Интересуется культурой того народа, язык которого хочет изучать или уже изучает.
Составляется графическое изображение уровня способностей (респондент, родитель, воспитатель, учитель и специалист). Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждому из указанных компонентов. Если какой-то компонент присущ испытуемому в наивысшей степени,относительно сверстника, ставьте пять баллов, если она выше средней – четыре, средняя – три, а если совсем отсутствует данная характеристика (например, ученик не пишет стихи), ставится оценка два балла – самая низкая. На отдельном листке отмечается тип способностей, номер вопроса и соответственно выставленный вами балл. Суммируйте баллы по всем компонентам внутри каждой из четырнадцати областей таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например, “химический талант”) делите на количество вопросов в этой области, их 13, результат получаете с точностью до одной сотой, а затем округляете с точностью до одной десятой и полученное число откладываете на пересечении оценки в баллах, по оси “Y” и той области способности (от 1-й до 15-й), которую вы проверяете.
Затем интерпретируйте полученные данные. Если выстраивается треугольник, четырехугольник и т.д. с высокими показателями, то считайте, ваш испытуемый одаренный, но обратите внимание на доминирующие способности. Здесь нужны рекомендации для развития и получения более высоких показателей по смежным способностям. А если получите по всем видам способностей высокие показатели (от 4 до 5), считайте, что испытуемый – разносторонне одаренный. Ему-то и нужна более всего помощь, советы психолога в выборе будущей профессии. Такие дети способны на все виды деятельности. Они могут быть и философами, и музыкантами, и математиками, и художниками, и химиками, и экономистами, и юристами, и политиками и т.д, но главное – они должны быть интеллектуальными лидерами.
Данные исследования показывают, что оценки родителей, учителей общеобразовательных школ и самооценки в 30% случаев не совпадают.
Пример
График доминирующих способностей Димы П., 13 лет.
Это первый этап диагностики доминирующих способностей, где уже есть возможность выявления природного дара. Второй этап состоит в диагностике с помощью тестов-заданий на выявление способности к систематизированной, планомерной, интеллектуальной деятельности, о логичности мышления (методика Д.Равена, Н.Ильичевой); способности на оригинальность, творчество по методике Л.Торренса.
На третьем этапе идет тестирование специалистом – музыкантом, художником, химиком и т.д. Четвертый этап выявления высоких способностей по результатам краевых, республиканских, союзных, международных олимпиад, турниров, соревнований, конкурсов, выставок и т.д.
Важно, однако, не только выявить доминирующие способности, но и вовремя оказать помощь советом, рекомендациями выбора наиболее рационального, эффективного пути дальнейшего их развития.
Зоя СБИТНЕВА,
методист Ленинского отдела образования
Барнаул
Комментарии