Просматриваю запись конкурсного урока учителя истории из Макеевки Донецкой Народной Республики Юлии Бахмутской. Спустя пару минут ловлю себя на том, что настолько увлеклась, что забыла о подготовке к интервью, просто впитываю каждое слово учительницы, покоренная ее обаянием. «История, – скажет мне позднее Юлия Викторовна, – очень интересный предмет, но если в пятом классе дети называют его самым любимым, то начиная с шестого класса таких детей становится меньше, так как материал усложняется». Ну нет, не соглашаюсь я: тюменские старшеклассники с первых же мгновений урока с интересом работали над вполне непростой темой, посвященной внутренней политике Николая I.
Всегда интересно понять, как тот или иной участник конкурса «Учитель года» становится призером. Юлия Бахмутская, вошедшая в пятерку лучших, как и все ее коллеги, имеет в своем арсенале педагогические методы и приемы, которые помогают сделать урок более интересным и продуктивным. Ее ученикам нравится работать с историческими источниками, это позволяет прикоснуться к истории, почувствовать себя учеными-исследователями. Правильно подобранные задания еще и развивают критическое мышление, умение анализировать и делать выводы. Итак, первый компонент – предложить ученикам самим добыть знания, став исследователями.
Любая история становится ярче, если прибегнуть к помощи визуальных источников. Юлия Викторовна демонстрирует на уроках картины, карты, отрывки из художественных и документальных фильмов. Использовала этот прием, чтобы школьники из Тюмени смогли ответить на вопрос «Какой была внутренняя политика Николая I – реформаторской или консервативной?». Но сначала нужно было разобраться в терминологии. Ребята сделали это с помощью выведенных на интерактивной доске определений, отнеся каждое из них к тому или иному понятию. Неожиданный ход учителя – включение фонограммы «Соловья» Алябьева – проиллюстрировал итоговый вывод: несмотря на в целом консервативный подход императора, при нем начался золотой век русской культуры. Вот мы и нашли вторую составляющую успешного урока: подключение к процессу обучения слуха и зрения детей, а также источников, на первый взгляд к истории не относящихся.
Формирование понятийного мышления учащегося – еще один компонент результативной подачи материала. На конкурсном мастер-классе, посвященном этой теме, Юлия Викторовна обозначила навык работы с понятиями как один из важнейших. Чтобы визуализировать свои соображения, вместе с залом построила на экране понятийную систему от фундамента до кровли. Базой «здания» стали наработанные школьниками к пятому классу знания об окружающем мире, а «кирпичиками» – методы и приемы, учитывающие возраст ученика, присущие ему психологические особенности, работающие на результат. Для пятиклассников подойдут игровые формы работы: ребята любят разгадывать загадки, ребусы. Следующий «кирпичик» – это ассоциации, которые вызывает определенный термин.
В последнее время учащимся стала труднее даваться работа с текстом. Тут помогает такой прием, как «текст с понятиями». В отрывке текста какое-то понятие заменено его полным и длинным определением, и нужно догадаться, какое слово было изначально. Прием заполнения пропусков тоже не теряет своего обучающего потенциала. Составить понятие по опорным словам или пойти от противного – дать понятие, в котором нужно выделить опорные слова, – еще один метод работы. Сравнительные таблицы – новый «кирпичик» в доме, построенном из понятийного аппарата. Более сложный прием – составление словаря понятий – Юлия Викторовна применяет в старших классах при подготовке к ЕГЭ.
Наконец, «крыша» понятийного «дома» может трактоваться достаточно широко. Это и компетентность ученика, включающая функциональную грамотность, и умение работать с понятиями. При таком подходе ребенок не просто заучивает новые для себя понятия, но выделяет их признаки.
Четвертый элемент ее профессионализма – постоянное самосовершенствование. Юлия Бахмутская ведет Школу молодого учителя, делится опытом с коллегами. Активно сотрудничает с Донецким республиканским институтом развития образования и методическим центром Макеевки. Участвует в различных конкурсах профессионального мастерства и научно-практических конференциях, отмечена множеством благодарственных писем. Золотое звено в цепочке достижений – развитие в детях лучших человеческих качеств. В рамках внеурочной деятельности классный руководитель Юлия Бахмутская со своими ребятами уже два года принимает участие в проекте «Киноуроки в школах России».
– Это уникальный проект, – рассказывает учитель истории, – который воспитывает в ребятах нравственные качества с помощью короткометражных фильмов. После просмотра и обсуждения определенного фильма, направленного на формирование того или иного качества, ребята инициируют и реализуют социальную практику. Мы помогали разгружать и выдавать привезенную в качестве гуманитарной помощи питьевую воду жителям района, оказывали посильную помощь одиноким пожилым людям, собирали посылки на фронт. Инициируя и реализуя такие практики, ребята чувствуют себя активными членами общества, в чьих руках есть все необходимое для того, чтобы что-то изменить к лучшему.
Как научиться нести ответственность? Непростой вопрос даже для взрослого человека. А Юлия Бахмутская посвятила этой теме «Воспитательное событие» в девятом классе. Отчасти к теме подводил и конкурсный урок, когда школьники обсуждали, что Николай I при всей неоднозначности своего правления не побоялся взять на себя груз непростых решений для улучшения судьбы страны. На дом было задано подумать и обсудить с родными, кто такой ответственный человек. Уже на «Воспитательном событии» дети составили свой портрет такого человека: надежного, обязательного, совестливого.
Что же привело ее в профессию? С самого раннего детства Юля много времени проводила с мамой на работе, то есть в школе. Мама трудилась вожатой, учителем и завучем, а Юле очень нравилась особая школьная атмосфера: кабинеты, учебники, тетрадки. Никаких раздумий по поводу выбора профессии не было, окончив исторический факультет Донецкого национального университета, она пришла работать учителем истории в родную школу и вот уже 17 лет волнуется перед каждым уроком. Школа №83 города Макеевки небольшая, по одному классу в параллели, поэтому, будучи единственным учителем истории, Юлия Викторовна преподает историю и обществознание с пятого по одиннадцатый класс. Некоторые ее выпускники тоже выбрали педагогическую стезю и вернулись в родную школу в качестве педагогов.
Донецкая Народная Республика, интегрируясь в российское образовательное пространство, начала прошлый учебный год в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Были сформированы новые учебные планы, новые образовательные программы. Благодаря помощи Министерства просвещения России и шефов-регионов школы республики получили новые учебники, учебно-методическую и художественную литературу, методическую помощь. Интеграция открыла для учителей новые горизонты.
– Мы получили возможность, – рассказывает Юлия Бахмутская, – принимать участие во всероссийских профессиональных конкурсах. Что немаловажно, ведь это не только соревнования, это прежде всего возможность продемонстрировать свои достижения в профессиональной педагогической деятельности, представить результаты своей работы с учениками, родителями, общественностью. Это не только взгляд на свою деятельность со стороны, но и возможность общения с коллегами-единомышленниками с целью профессионального обмена опытом, приобретения новых знаний, раскрытия новых перспектив в профессии и появления новых идей для развития, что на современном этапе очень и очень важно для педагогов республики.
Проводившая в 2022‑м главный конкурс страны Тюмень оправдала самые смелые ожидания. Юлии Викторовне вспоминаются красивый город с прекрасными радушными людьми и прием в гимназии, организованный на высочайшем уровне. Чувствовались искренние переживания и поддержка всего педагогического коллектива и ребят, готовность помочь в любое время дня и ночи.
– Все было продумано до мелочей. Это позволяло финалистам ни на что не отвлекаться, а думать только о конкурсных испытаниях, – делится Юлия Викторовна. – А встречи с интересными людьми, экскурсии помогали отвлечься от переживаний и волнений.
Попадание в пятерку самых достойных стало для нее полной неожиданностью:
– Соперниками были действительно лучшие педагоги со всех уголков России. Поэтому, когда назвали мое имя, вначале испытала растерянность, а потом нахлынул шквал эмоций. Сейчас, спустя время, конечно, поутихло. Живу, работаю, на некоторые вещи смотрю по-другому.
В частности, теперь для нее иначе стали проходить публичные выступления. Несмотря на то что учитель ежедневно занимает свое место перед целым классом, проводить мастер-класс со сцены, перед аудиторией, заполненной коллегами, было для нее непривычно и волнующе. Конкурсные дни пополнили ее педагогический багаж новыми методиками, но попробовать их пока невозможно. Школы республики работают в режиме дистанционного обучения, да и современной техники для апробации новейших интерактивных приемов пока нет ни в школах, ни у детей.
– Конкурс – это отдельная жизнь, – говорит мне, прощаясь, Юлия Викторовна, – интересная, сумасшедшая. А чувства по его окончании были двоякие: с одной стороны, очень хотелось отдохнуть, с другой – чтобы это никогда не заканчивалось.
В истории России Юлия Бахмутская выделяет период начала XIX века с его индустриальным становлением, зарождением политических партий, появлением новых слоев общества, а также непростой, но интересный XX век. Единственное исключение – не любит рассказывать детям о войнах. Без удовольствия смотрит исторические фильмы, потому что как профессионал видит огрехи и ошибки сценаристов и режиссеров. В отечественной литературе предпочитает золотой век – первый период расцвета русской литературы, пришедшийся на начало XIX века. Переход от классицизма к романтизму, изменение языка, особенно языка поэзии, – все это внутренне ей близко. Она и сама представляет собой образец учителя: ровная, спокойная, с искренней улыбкой, обращенной к детям.
Галина СЕРГЕЕВА, Донецкая Народная Республика
Комментарии