Оказывается, чтобы стать обладателем статуэтки «Золотая Ника», вовсе не обязательно быть звездой экрана или именитым кинорежиссером. Достаточно работать в школе №18 Юго-Западного округа Москвы, где для лучших учителей учреждена собственная премия «Ника». На днях здесь подвели итоги Года учителя и торжественно объявили имена десяти победителей конкурса «Звезды школы».
На первый раз обошлись без красной ковровой дорожки и вечерних туалетов, но сохранили номинации и волнующую напряженную интригу, достойную церемонии вручения «Оскара». Победителей определяли не мифические академики, а сами учителя и ребята. Всем жителям школы были розданы анкеты, определившие в итоге состав каждой из десяти номинаций и имена победителей. Школьникам предложили назвать фамилии любимых учителей, а также тех преподавателей, чьи уроки интересны и незабываемы, тех, кого смело можно считать эрудитом и энциклопедистом, знающим ответы на все вопросы, тех, кто мастерски разрешает любые конфликты не нравоучениями, а шуткой и неподражаемым чувством юмора. У педагогов спрашивали, к кому из коллег они обратятся за помощью в непростой школьной или жизненной ситуации, кому без сомнения доверят свой класс для интересной и качественной замены, на чьих уроках сами посидят с удовольствием, общение с кем поднимает настроение, кого можно смело назвать генератором идей и лучшим классным руководителем. Чтобы не нарушать справедливости и предоставить всем равный шанс на победу, счетная комиссия ввела специальный коэффициент, зависевший от того, в скольких классах работает тот или иной учитель. Победа в номинации «Любимый учитель» – победа в квадрате, так как тут учитывались только детские голоса. Одиннадцатиклассник Максим Сильченко, вскрывавший заветный конверт, тактично заметил, что, будь его воля, он присвоил бы это звание всем сорока учителям, работающим в школе. Ведь каждый любим по-своему, и выделить кого-то одного – это не более чем условность. Но коль скоро конкурс есть конкурс, «Золотая Ника» все же нашла свою единственную хозяйку – преподавателя математики Наталию Попову. Сейчас Наталия Михайловна преподает в 5-х классах, и привлекательность математики, а в 12 лет этот предмет, как правило, остается любимым практически для всех, помноженная на обаяние учителя, дает блестящие результаты. Номинация «Самый классный классный» одна из немногих, где результат был наверняка предсказуем. Во всяком случае победа Георгия Мателина мало кого удивила и встречена была громоподобной овацией. Георгий Витальевич – отставной офицер, а ныне один из заместителей директора и преподаватель ОБЖ, славится на всю школу своим неподражаемым, колоритным чувством юмора, которое и считают его главным орудием воспитания. Конечно, он суров, но и справедлив при этом. Как отмечают сами ребята, даже когда Георгий Витальевич отчитывает кого-то за «смертные грехи», это вовсе не обидно, а так остроумно, что виновник осознает и признает свои ошибки, давясь от смеха, но повторять их не спешит. Одним словом, Георгий Витальевич из той породы кумиров, чье слово – непререкаемый закон и истина в последней инстанции. И, главное, никому и в голову прийти не может, что-либо здесь менять или оспаривать. Впрочем, в первую очередь самый классный классный 18-й школы относится со здоровой иронией к самому себе, и эту победу он расценил не иначе как награду «за выслугу лет».Победителем в номинации «Мастер своего дела» по единодушному решению и школьников, и учителей безоговорочно признан преподаватель русского языка и литературы Алексей Бабич. Алексей Николаевич известен, к примеру, тем, что может лишь ему одному ведомым способом «уговорить» даже самых слабых учеников достойно сдать ЕГЭ по русскому языку. Живя по принципу «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», он в компании своих ребят беспрестанно колесит по литературным местам России: его команда была замечена и в пушкинском Михайловском, и в лермонтовских Тарханах, и в Пензе Белинского, и в Петербурге Достоевского, и у Есенина в Константинове, и даже в мало кому известном Музее станционного смотрителя в местечке Выра Ленинградской области. Напитавшись ветром странствий и творческим духом, ученики Алексея Николаевича затем участвуют и побеждают в окружных олимпиадах и всероссийских литературных конкурсах. Да что уж там, даже родители его учеников после таких путешествий начинают писать стихи. Но, получив под гром аплодисментов свою «Золотую Нику», Алексей Николаевич тихо признался, что, не задумываясь, променял бы эту награду на возможность выиграть во время апелляции всего лишь один заветный балл, которого в этом году не хватило его ученику Игорю Никулину, чтобы стать призером регионального этапа Всероссийской олимпиады по литературе. Генератором идей названа педагог-организатор и руководитель школьного театра «Рампа» Татьяна Казарина. Казалось бы, «генератором» ей положено быть по должности, но коллеги отмечают: каждый праздник, каждый фестиваль, ею задуманный и воплощенный, не повторим и не похож один на другой. А в спектаклях ее театра «Рампа» играют не только школьники, но и выпускники – расстаться со сценой и со своим энергичным режиссером-оптимистом у них нет ни сил, ни желания. Свою «Нику» Татьяна Анатольевна посвятила всем, кто рядом с ней, тем, «кто пышет творческими идеями с утра до ночи», потому как ни один «генератор» не смог бы работать, если бы рядом не было других таких же «генераторов».Хозяйка «Золотой Ники-2010» в номинации «С улыбкой по жизни» – учитель русского языка и литературы Елена Ковалева. Обаятельная женщина, тонкий человек, в школе Елена Владимировна прежде всего литератор. Ей важно создать такую атмосферу, чтобы главный герой урока, будь то повесть, роман или коротенькое стихотворение, «выстрелил», попав каждому из ее тридцати детей в самое сердце. И даже если разговор невеселый, без улыбки тут все равно не обойтись. «Главное, – признается Елена Владимировна, – улыбку эту за годы не потерять».Учителем-эрудитом признан директор 18-й школы Андрей Верглинский. И это справедливо, если учесть, что его тяга к новым знаниям уже вошла в местные легенды и предания: за те почти девять лет, что Андрей Юрьевич возглавляет школу, не проходило и года, чтобы он где-нибудь сам да ни учился. Вот и сейчас, он не только учит, но и учится одновременно на трех курсах повышения квалификации!Елена Зиновьева, учитель географии и заместитель директора по учебно-воспитательной работе, вышла победителем в номинации «Поддержка и опора». «Золотую Нику» ей вручила ее ученица, а ныне тоже учитель географии 18-й школы Екатерина Кутузова. Елена Леонидовна славится не только как справедливый и одинаково ровный со всеми руководитель, но и как один из лучших во всей школе ИКТ-пользователей, участник всевозможных педагогических интернет-сообществ, а так же, как человек, с одинаковой легкостью решающий задания ЕГЭ по всем предметам, будь то математика или русский язык. «Станет ли молодой учитель настоящим учителем, зависит во многом от того, кто окажется рядом с ним в первые мгновения, – заметила Елена Леонидовна. – Рада, если кому-то смогу помочь так же, как когда-то много лет назад помогла мне, двадцатилетней девчонке, моя наставница – учитель начальных классов Наталья Борисовна Завьялова». Уже через несколько мгновений зал аплодировал Наталье Завьяловой, обладательнице «Золотой Ники» в номинации «Учительница первая моя». Слава Натальи Борисовны, работающей в 18-й со дня ее основания, давно шагнула за стены школы и даже за границы микрорайона. Чтобы их чада попали к ней в 1-й класс, родители готовы на все, например, отдают детей в школу на год раньше или на год позже положенного срока. Автором самых интересных уроков названа учитель истории Наталья Лебедева. Ее секрет прост: тайны и загадки прошлого – не только профессия Натальи Анатольевны, но и ее хобби, на которое она не жалеет ни сил, ни времени. Наталья Анатольевна – учитель уникальный уже хотя бы потому, что абсолютно не умеет применять к детям репрессивных мер, без которых, казалось бы, дисциплины не бывает. Для нее даже просто голос повысить – и то непосильная задача. Ее оружие – сама история: увлекательная, яркая, иногда смешная до колик, иногда леденящая кровь. Пропустить на таком уроке хоть одно слово немыслимо. По словам коллег, Наталье Анатольевне неведомы ни уныние, ни усталость, она искрится и зачаровывает весь день напролет, и не важно, какой это для нее по счету урок – первый или уже седьмой.На победу в самой, пожалуй, почетной номинации «За честь и достоинство» претендовали три педагога: словесники Валентина Киселева и Любовь Кривокрысенко и руководитель школьного кукольного театра Лидия Тарапата. Пожалуй, именно здесь определить лучшего из лучших было сложнее всего. Валентина Николаевна и Любовь Николаевна – признанные корифеи, воспитывают уже школьных «внуков»: детей собственных выпускников. А через кукольный театр Лидии Ивановны – ей в итоге и присудили «Нику» – за годы прошли сотни юных артистов. Вместе со своими воспитанниками Лидия Ивановна мастерит кукол, пишет сказки, готовит спектакли и показывает их не только школьникам, но и гостям из окрестных детских садов. Закончился вечер легко и лирично – романсом в исполнении одиннадцатиклассниц Александры Кузовниковой, Алены Сафроновой и девятиклассника Исая Ганеева. Буквально накануне ребята были признаны лучшими исполнителями романсов на окружном конкурсе детского творчества памяти Дениса Давыдова. Какие учителя, такие и ученики – что в этом удивительного? Главное, не забывать благодарить друг друга пусть хотя бы раз в год.
Комментарии