search
main
0

Золотой Иван Иваныч. Работа над концептами с учениками начальных классов

Среди учителей и методистов стало общим мнение о том, что учащиеся начальных классов обладают низким уровнем речевого развития: ответы бедны в лексическом отношении, многие слова в детской речи неполноценны, связная речь бывает примитивной. Мы стараемся научить детей грамотно и красиво писать, знать правила орфографии, совершенствуем навыки письма. Владение же языком предполагает в том числе умение выражать свои мысли, владеть словом, умение использовать его в разных коммуникативных ситуациях.

Лингвокультурологический подход к обучению помогает формировать у школьников позитивное личностное отношение к слову, способствует развитию образной речи, облегчает работу над  орфографией и грамматикой. Следуя рекомендациям академика Юрия Сергеевича Степанова, я попыталась подойти к изучению слова не только с точки зрения лингвистики, но и с точки зрения мышления и логики, то есть как к концепту, «сгустку культуры в сознании человека». Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащая активный словарь учащихся, изучая фонетику слова, его грамматику, словообразование, лексику, мы проводим работу с концептами. Опираемся на системный подход в обучении русскому языку, то есть учитываем не только значение слова, но и его смысл, его философию. Многие слова вызывают у нас ассоциации. – С чем ассоциируется слово дом? Каждый подберет свое слово: родители, дети, уют, тепло, надежность, крепость, очаг, родина. А возможно, дом – увитое хмелем окно веранды, летняя ночь с ее звуками и запахами, от прелести которых сердце замирает, круг света от лампы с матерчатым уютным абажуром и, конечно же, ворчащий расписной самовар на столе: «Я важный. Я нужный. Я выполняю важную функцию в этой культуре. Я имею русские корни, именно здесь мои функции имеют важное значение». «Самовар Иван Иваныч», «Золотой Иван Иваныч!» – так величал народ самовар, который частенько вручали как поощрение, даже награду. «Самовар, что море Соловецкое, пьют из него за здоровье молодецкое» – это и многие другие крылатые выражения отражали уважительное отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении столетий. Рассмотрим приемы работы со словами-образами в лингво-культурологическом аспекте на примере художественного концепта самовар.Обратимся к загадкам:-  Назовите отличительные признаки самовара, обозначенные в загадках.Никогда не ест – только пьет. А как зашумит – Всех приманит. В небо дыра, в землю дыра, А в середине Огонь да вода.  У носатого у Фоки Постоянно руки в боки.  Фока воду кипятит И, как зеркало, блестит.Он пыхтит как паровоз, Важно кверху держит нос. Пошумит, остепенится – Пригласит чайку напиться.Он округлый, но не шар, Медный – не монета, В нем пылает алый жар, Им вода согрета. Стоит толстячок,Подбоченивши бочок,Шипит и кипит,Всем пить чай велит.В русских народных загадках заключен прямой смысл, обозначены конкретные приметы самовара. Анализ текстов загадок позволяет начинать исследовательскую работу уже с первого класса.- Каким представляется самовар в стихотворении Н.Заболоцкого?Император белых чашек,Чайников архимандрит,Твой глубокий ропот тяжекТем, кто миру зло дарит.    Работа над лексическим значением слова проводится по толковому словарю, справочным материалам, книгам для чтения. Дети находят в словарях толкование слова. «Самовар – водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровнею внутри» – такое определение можно прочитать в Толковом словаре русского языка В.И.Даля. Лексическое значение слова обогащается его этимологией. Все знают, что самовар – это устройство для приготовления кипятка. Причем устройство очень самостоятельное – «Сам варит». Первые упоминания о самоварном производстве и о самоварах относятся к 1745 году. Упрочившийся в русском быту к середине XVIII века обычай употреблять чай и кофе способствовал более широкому распространению наряду с традиционной русской посудой (братинами, ендовами, ковшами) новой посуды и водонагревательных устройств – чайников, кофейников и самоваров. Слово «самовар» перешло от нас почти во все языки мира. Происхождение этого слова теперь не всем понятно, поскольку сочетание «сам варит» в соединении со словом «вода» кажется неправильным. Но всего лишь сто лет назад именно на Руси слово «варить» употреблялось не только в отношении еды (варить суп, рыбу), но и применительно к воде наравне со словом «кипятить».Зная лексическое значение и происхождение изучаемого слова, мы включаем его в активный словарный запас. Подбираются родственные слова: самовар, самоварец, самоварчик; самоваришка, самоварища; шуточн. самодур, самограй, яросл. самогар, вят. самогрей или самокипец (Толковый словарь Даля).Для развития речи предлагается включить новое слово в словосочетания и предложения: медный, лужёный, ведёрный самовар.Лингвокультурологический подход к изучению русского языка позволяет дать материал для обогащения языковых и культурологических знаний учащихся.Пословицы и поговорки. Самовар кипит – уходить не велит. Пей чай – удовольствие получай! До чего народ доходит: самовар в упряжке ходит. Без крышки самовар не кипит, без матери ребенок не резвится. В Тулу со своим самоваром не ездят. Разошелся, как холодный самовар. С легким паром, с горячим самоваром!  С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее. Баня без веника, что самовар без трубы. Барыня спит, самовар кипит. Когда барыню разбудят, самовара уж не будет.Приметы. Самовар гудит сильно – к морозу! 1 февраля – день Макария. Макар валенком раздувает самовар. ЧастушкиСамовар блестит, кипя,Чай в нем так и пенится!Погляди-ка на себя -Ну и отраженьице!Сегодня праздник – воскресенье,Я красиво наряжусь,Кринки на ноги надену,Самоваром подвяжусь.Самовар, самовар,Голубые чашки.Ко мне миленький пришелВ голубой рубашке.Ой, чай, крепкий чай,Пейте чай-чаёчек,Чтобы радость приносилКаждый день-денёчек!Работа с концептами во многом строится на анализе авторских текстов, произведений народного творчества, где встречается слово-концепт. Важно нацелить детей на запоминание авторских сравнений, научить вслушиваться в мелодику речи, всматриваться в рисуемые картинки.Завтрак русского помещика XIX в. – это как бы соединение принятых во Франции того времени первого и второго завтраков. «Напившись чаю, приступают к завтраку: подадут битого мяса со сметаной, сковородку грибов или каши, разогреют вчерашнее жаркое, детям изготовят манный суп – всякому найдут что-нибудь по вкусу» (И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада»).Самовары вошли в каждый дом, стали характерной чертой русского быта. Поэт Б.Садовской в предисловии к сборнику «Самовар» писал: «Самовар в нашей жизни бессознательно для нас самих огромное занимает место. Как явление чисто русское, он вне понимания иностранцев. Русскому человеку в гуле и шепоте самовара чудятся с детства знакомые голоса: вздохи весеннего ветра, родимые песни матери, веселый призывный свист деревенской вьюги. Этих голосов в городском европейском кафе не слышно». Глухая тоска без причины И дум неотвязный угар. Давай-ка наколем лучины – Раздуем себе самовар! За верность старинному чину, За то, чтобы жить не спеша! Авось, и распарит кручину Хлебнувшая чаю душа! (А. Блок)Смеркалось. На столе, блистая,Шипел вечерний самовар,Китайский чайник нагревая,Под ним клубился легкий пар…(А. Пушкин)Необходимо создавать условия, при которых абстрактные понятия попадают в «окно сознания» ребенка, объективируясь посредством слова. Одним из таких условий может стать установка на работу чувств, творческого воображения, образно-ассоциативного мышления. Анализ текстов позволит сопоставить различные культурные традиции чаепития русских и башкир.Практическое применение знаний и умений в работе с концептами позволяет сформировать умение использовать слова правильно и уместно (составление словосочетаний, предложений с заданными словами; близкий к тексту пересказ с использованием важнейшей лексики и фразеологии оригинала; рассказ по наблюдениям, по картинам и иные сочинения). Разнообразные задания творческого характера развивают ум, активизируют воображение и фантазию детей. Варианты такой работы – придумывание загадок, написание собственных текстов, создание творческих работ. В 3-4-х классах совместно с учениками ведем исследовательскую работу по изучению концептов. Дети с интересом узнают новые исторические факты.Кроме того, самовар входит в произведения искусства как характерный колоритный предмет: «Чаепитие в Мытищах» В.Перова, натюрморты П.Кончаловского, К.Машкова и А.Лентулова, композиции П.Кустодиева, З.Серебряковой. Родной язык – сильнейшее средство воспитания; усваивая язык, человек познает мир, учится жить в нем, приобретает нравственные ценности, приобщается к духовным богатствам, хранимым языком. Концептная методика предполагает целенаправленное «восхождение» ученика от фрагментарного знания к знанию целостному и ценностному.​Елена КУЗЬМИНА, учитель начальных классов средней школы №26 городского округа Стерлитамак Республики Башкортостан, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»P.S. Полностью материал Елены Кузьминой читайте на сайте www.ug.ru в разделе «Методика».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте