search
main
0

Золотого дождя не обещают. И это хорошо

Февраль 2012 года порадовал нас. Порадовал настоящими морозами, о которых мы стали как-то забывать в последнее время. Порадовал и ростом общественной активности, наметившейся ввиду предстоящих выборов. Программы кандидатов в президенты всегда привлекательны. Вряд ли кто-то в предвыборной гонке станет обещать не то, что хотели бы услышать избиратели. В этом-то и трудность – не попасть под обаяние невыполнимых обещаний, чья задача состоит лишь в том, чтобы увеличить число голосов.

В феврале была  опубликована статья Председателя Правительства РФ Владимира  Путина «Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы». Что ее отличает? В ней нет ничего нереального, невыполнимого. Автор не сулит золотых гор. Все, о чем пишет Владимир Владимирович, нам знакомо. Более того, пути, которые автор наметил как перспективные для преодоления проблем в близкой нам сфере – сфере образования, –  мы уже осваиваем. И осваиваем вполне успешно.Меньше всего хочу, чтобы мой недолгий опыт работы на директорском посту воспринимался как попытка поучения моих более опытных и умудренных коллег. Отнюдь! Как сказал Александр Галич: «Бойся единственно только того, кто скажет: «Я знаю, как надо!». Я не знаю, КАК НАДО! Но многолетний опыт учительской работы, родительский опыт и, наконец, пусть недолгий, но все же опыт директора, которому весьма повезло возглавить далеко не самую простую школу (ведь чем больше работы, тем быстрее приобретается опыт), позволяет мне поделиться своим видением того, как может сегодня развиваться учреждение среднего образования. Я, как и многие мои коллеги,  ищу тот образ школы, который сделает ее одинаково привлекательной для всех участников образовательного процесса. Заранее оговорюсь: не все из того, что я описываю, уже внедрено в деятельность нашей школы, что-то пока находится лишь в процессе апробации.Не буду утруждать вас пересказом пунктов 86-ПП и 666-ПП, которые для нас,  участников 1-го, 2-го, 3-го и 4-го «пилотов», уже стали настольными документами. Отмечу лишь, что управляющий совет, куда входят все участники образовательного процесса, жизненно необходим сегодня любому образовательному учреждению как орган, гарантирующий прозрачность в работе образовательного учреждения и объективность в принятии стратегических управленческих решений. Необходимы также сайт учреждения, наполненный интуитивно-доступной и объективной информацией, всецело освещающей деятельность школы, для объективной оценки деятельности образовательного учреждения – независимая экспертиза. Именно она наряду с хорошо налаженной системой ВШК позволяет своевременно выявить недостатки в работе, а значит,  и вовремя принять правильные решения. Именно грамотное и своевременное выявление недостатков – залог успешной деятельности школы, поскольку положительная оценка у нас одна – доверие родителей и успех учеников. При этом не следует бояться критики. Более того, может быть, наоборот, стоит отслеживать всю информацию, которая  появляется в различных источниках о школе. Для этого достаточно просто набрать в любом поисковике Интернета номер своего образовательного учреждения. Иногда после этого можно прочитать о себе много интересного. Порой справедливого! Все равно это прочитают родители, выбирая, кому бы доверить самое дорогое, что у них есть, – своего ребенка. И если они все-таки решатся дойти до вас, лучше быть готовым к не самым простым вопросам. Рынок образовательных услуг имеет ту же обратную сторону, что и любые рыночные отношения, – конкуренцию. Предлагая некачественный продукт, мы рискуем потерять доверие клиента, а значит, не выжить в современных условиях.В своей статье Владимир Путин справедливо пишет о том, что «конкуренция родителей» при «отборе детей в престижные школы» приводит к формированию весьма своеобразного контингента учащихся в подобных образовательных учреждениях, к тому, что «школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию». Система подушевого финансирования образовательного учреждения, прозрачность для педагогического коллектива способов формирования заработной платы учителя, зависимой не от родительского кошелька, а от реальной наполняемости школы учениками, репутация школы, наконец, – вот те эффективные механизмы, которые обеспечивают решение задач, изложенных в статье. Условие роста учительской мотивации – повышение качества жизни учителя, связанное с ростом его заработной платы. Одна из самых непростых задач –  выработка справедливых и объективных механизмов распределения стимулирующих выплат, рост фонда которых, по словам Путина, должен опережать рост базового уровня оплаты. На одной из встреч с учителями Центрального округа министр образования Правительства Москвы, руководитель столичного Департамента образования Исаак Калина сказал, что «объективность может быть достигнута путем определения среднего значения сумм субъективных показателей». Иначе говоря, наряду с анкетами самоанализа учителей представляется более обоснованной применяемая в HR-менеджменте методика оценки персонала «360 градусов», когда средний показатель складывается из оценок всех тех, кто сталкивается с учителем в процессе его работы: коллег, администрации, учеников, их родителей и, разумеется, самого учителя. Подобные исследования связаны с корректно составленными анкетами, в разработке которых должны участвовать все члены коллектива.Возвращаясь к проблеме роста фонда стимулирующих выплат, могу констатировать, что размеры субсидий небезграничны и рано или поздно настанет время, когда расширение контингента учащихся достигнет предела, ограниченного нормами СанПиНов и возможностями здания школы. Выходом тогда может стать поиск источников внебюджетного финансирования, эффективное и прозрачное распределение получаемых таким образом средств. В этих условиях продолжение совершенствования системы единого государственного экзамена, о которой пишет Путин, позволит школе максимально использовать свои возможности. Одной из проблем стало то, что, как бы ни старался учитель на уроке, школа все равно не сможет удовлетворить потребности всех родителей на 100%. Всегда найдутся те немногие, кто хотел бы получить от школы больше. Их, конечно, меньшинство, но это не причина, для того чтобы пренебрегать ими. Нам дорог каждый наш ученик. Одним из направлений  развития внеурочной деятельности, приносящей дополнительный внебюджетный доход учреждению, может быть удовлетворение потребностей именно этого «любознательного меньшинства». Для того чтобы в полной мере учесть все запросы и определиться с актуальной профильной и предпрофильной направленностью, необходимо своевременное проведение профессиональных проб и социологических опросов учеников и их родителей. Кроме того, можно с уверенностью утверждать, что сегодня именно школьный учитель лучше, чем кто-либо другой, знает и что такое ЕГЭ, и как к нему успешно готовить учеников. К чему тогда упускать еще одну возможность дополнительного заработка для школы? Ведь всем было бы лучше, если бы ребенок после занятий, порой без обеда не ехал  через полгорода на курсы в один из нескольких выбранных им вузов, а оставался в своей школе для занятий с лучшими учителями, которые смогли бы использовать дополнительные методики и программы, выходящие за рамки школьных стандартов. И это  лишь весьма малая часть из множества возможных способов внебюджетных заработков учреждения.Говоря о поддержании престижа учительской профессии, думаю, стоит поделиться идеями, которые пока еще не реализованы в нашей школе, но тем не менее их обсуждение нашло  положительный отклик у коллег. Возможно введение школьных наград для наиболее уважаемых и заслуженных коллег, а также по решению трудового коллектива и управляющего совета назначение из фонда внебюджетных средств персональных ежемесячных (ежеквартальных, ежегодных) выплат неработающим учителям-пенсионерам, проработавшим в школе не менее 15 (20…) лет. Периодичность, размер выплат и необходимые для их получения условия будут также определены коллективным решением.Статья Владимира Путина «Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы» программная, в ней нет ничего нереального. Нам не обещают отменить ЕГЭ, не обещают осыпать нас золотым дождем. Нам предлагают работать. И достойно зарабатывать своим трудом. Наш опыт показывает, что это выполнимо. И значит,   это не пустые обещания, а вполне осуществимый путь к стабильности и успеху в нашем нелегком, но благородном деле.Антон АЛЕКСЕЕВ, директор  школы №1241, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-2009»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте