В последние годы благодаря целому ряду федеральных, муниципальных и региональных программ, а также за счет средств отдельных учреждений наша система образования основательно обновила свою материальную базу. Однако в подавляющем большинстве случаев в школы и вузы поступили «хард и софт от Microsoft», в то время как весьма знаменитая во всем мире продукция корпорации Apple (легендарный Macintosh, или просто Mac, со своим собственным ПО) осталась, по существу, невостребованной в этих проектах. Между тем изделия с «яблочным» лейблом вот уже много лет работают во многих учебных заведениях России и прекрасно зарекомендовали себя. Поэтому есть смысл гораздо более пристально рассмотреть перспективы использования «Маков» в процессе образования.
Любой, кто мало-мальски знаком с продукцией Apple, может назвать характерные особенности любого изделия этой фирмы:
применение самых последних, а по возможности, новых и прорывных технологических решений в аппаратном и программном обеспечении;
изящный, детально продуманный дизайн в каждом нюансе;
неожиданное использование известных решений.
Именно поэтому во многих развитых странах Macintosh традиционно занимает наиболее прочно две рыночные ниши – образование и дизайн. К этому также можно прибавить рынок домашних компьютеров у тех, кто может себе позволить приобрести «культовую» модель, не будучи преподавателем или художником. А по большому счету сегодня трудно найти представителя молодежи, который бы не знал названий либо самой фирмы Apple, либо ее продукции – iPod, iTunes, Mac OS X и так далее.
В то же время на компьютеры Mac у нас приходится слишком малый процент от всего «парка» установленных в школах машин. В частности, это можно объяснить тем, что в эпоху «холодной войны» изделия Macintosh считали оборудованием двойного назначения, а потому они попадали под ограничение КОКОМ и не могли поставляться в СССР напрямую. Однако отчасти тут виноваты и весьма устойчивые мифы насчет чрезмерной дороговизны Mac’ов и использования их ПО для решения какого-то определенного спектра задач.
Сейчас дело обстоит совсем иначе, чем много лет назад. Теперь все компьютеры функционально примерно равнозначны, используются для одних и тех же целей примерно одним и тем же образом. Поэтому нет смысла говорить о каком-то особом «шоссе» для разных «авто» (Windows, Linux, Mac). Ведь при передвижении по конкретной дороге можно спорить только о «стиле» езды, который связан со спецификой каждого «авто». А для обсуждения разных «путей» специфика конкретного «авто» все-таки вторична по отношению к стратегии построения дороги, хотя она и может играть какую-то стимулирующую роль.
Исходя из этих позиций постараюсь описать специфику компьютеров Macintosh, а потом уже можно будет рассказать, как и куда мы «ездим» на нем, понимая, что все то же можно делать и на других «авто» с большими или меньшими издержками.
«Маки» на образовании
Несмотря на то что в школах России практически все слышали о Mac, далеко не в каждой из них стоит хотя бы по одному такому компьютеру. Однако в Москве, на Дальнем Востоке и в некоторых других регионах России уже несколько лет продукцию Mac регулярно закупают для образования невзирая на высокую (по сравнению с другими машинами) цену. Это говорит о том, что люди понимают, на что тратят деньги, и не боятся делать это.
При этом некоторые критики высказываются против использования Mac в образовании под предлогом того, что у нас везде стоят совсем другие компьютеры и программы, а стало быть, нужно ориентировать учеников работать «под Windows». Что можно сказать на это?
Во-первых, по моему мнению, детей нужно учить не работе «на чем-то конкретном», а базовым процедурам, технологиям обработки различной информации, принцип которых не пропадет завтра с новой версией ПО или конкретной моделью компьютера. Более того, если есть возможность создать условия для использования одной и той же технологии на разных компьютерах, в разных программных средах, это было бы самым лучшим учением. Поскольку дома у ребят обычно стоят компьютеры с Windows, работа в школе на Macintosh создает именно такие условия. А если поставить еще и Linux для разнообразия, то будет еще лучше.
Во-вторых, стоит иметь в виду и скорость развития ИКТ. А она такова, что обновление большинства ПО идет 2 раза в год, а технологии и компьютеры за время обучения в школе могут смениться 3-4 раза. Учитывая, что большинство современных школьников стремится в вуз, добавим еще 3-4 года. Так чему мы их будем учить в школе на компьютерах, которые распространены сейчас?
В-третьих, еще Макаренко при выборе технологии для обучения утверждал, что в школу нужно ставить самое современное оборудование. В отношении компьютеров это особенно важно, поскольку «современность» изделия влияет еще и на длительность цикла его обновления, а значит, на издержки. Mac реализует самые современные тенденции, так как Apple – признанный лидер IT-индустрии, и именно в «Маках» часто появляются многие инновации, которые потом подхватываются другими разработчиками.
В-четвертых, Mac никогда не продается «голым» – у него в комплекте всегда идет весьма объемный набор приложений, которых хватает большинству пользователей-неспециалистов. Даже для школ, в которых компьютеры используют для изучения широкого круга ИКТ, объем ПО, которое нужно докупать, весьма невелик. А значит, совокупная цена заметно вырастает. Что же касается Mac, то очень часто можно обойтись и без дорогостоящих программ, так как в Интернете хватает бесплатного и доступного софта. Чаще всего это облегченные версии платного ПО, выложенные в Сеть «для затравки»: захочется больше возможностей – купишь.
Кроме того, немаловажным фактором для учреждений образования является стоимость эксплуатации оборудования, которая складывается из издержек на обслуживание собственно аппаратуры и программного обеспечения.
«Маки» традиционно более надежны, чем другие компьютеры. Возможно, это связано с количеством разных производителей и общим разнообразием изделий. Конечно, по мере роста популярности Mac их аппаратная надежность заметно падает, но общая тенденция по отношению к остальным производителям пока сохраняется. А это факт, который для образования весьма значим.
Что же касается надежности ПО – здесь соотношение просто умопомрачительное. Конечно, Mac’у не чуждо ничто компьютерное – и зависания бывают, и странности, и вирусы, однако все это не идет ни в какое сравнение со странностями Windows, особенно если речь идет о частоте и усилиях по их устранению.
Кстати, Linux в данном случае напоминает третий угол треугольника: он сопоставим по надежности с Mac, но уступает обоим конкурентам (Mac и Windows) по простоте и удобству в работе и обслуживании.
Для меня, как человека, отвечающего за ИКТ в гимназии, самый главный показатель – надежность: издержки на обслуживание «Маков» несопоставимо более низкие по сравнению с другими компьютерными платформами. Немаловажный фактор – технологическое лидерство, влияющее и на содержание деятельности детей за компьютером, и на время жизни компьютера до замены. Наконец, не стоит сбрасывать со счетов и чисто эмоциональный аспект: многие профессионалы, и я в том числе, совсем не безразличны ко всему «яблочному».
Ложка дегтя
Впрочем, это не значит, что Mac лишен недостатков. Выгоды в отношении надежности оборачиваются проблемами совместимости при взаимодействии с другими компьютерными платформами и прежде всего с самой распространенной – Windows.
Конечно, все это можно решить, достаточно лишь немного желания и терпения, чтобы освоить нехитрые приемы. Но не все готовы идти таким путем. Поэтому тем, кто часто взаимодействует с миром Windows и по любой проблеме предпочитает звать IT-специалиста, я не стану советовать переходить на Mac.
А вот тем, кому любопытны проблемы совместимости, хочу пояснить, что обычно различают два вида совместимости – программ и данных.
В первом случае речь идет о возможности запустить программу, созданную для одного компьютера, на другом. Обычно такая совместимость есть в рамках одной компьютерной платформы «снизу-вверх», то есть программа, написанная для младшей версии, выполняется на более новой и мощной.
Сейчас существуют многоплатформенные технологии написания программ, например, на языке Java или для мультиплатформенных интернет-сервисов. К сожалению, такие технологии в российском образовании используются нечасто. Учитывая заявленный приоритет на Open Source в образовании, можно надеяться на изменение этих архаичных тенденций программирования.
Кстати, Mac в этом смысле уникален: на нем можно выполнять не только программы, написанные специально для него, но и те, что созданы сугубо для Windows, UNIX и Linux. Правда, для этого необходимо выбрать один из трех вариантов действий:
1. Установить на диске Mac дополнительный раздел, поставить на него желаемую компьютерную платформу и выбрать ее при запуске компьютера. Это позволит использовать один компьютер с любой желанной компьютерной средой, но для перехода из одной в другую нужно будет перезагрузить компьютер.
2. Сделать все то же самое, но установить в Мас-среде (Mac OS X) специальную программу-эмулятор (Parallels, VMware). Это позволит не перезагружать компьютер, а выполнять программы другой платформы в отдельном Мас-окне. Кроме того, можно обмениваться информацией между одновременно работающими виртуальными компьютерами (сколько окон – столько компьютеров).
3. Использовать библиотеку эмуляции Windows (Wine, CrossOver) и работать аналогично варианту 2. Отличие заключается в отсутствии необходимости покупать лицензию на Windows, зато не все программы равнозначно и быстро работают таким образом.
Следует иметь в виду, что любой из этих вариантов требует платного ПО – лицензии на Windows и программ эмуляции.
Для обеспечения совместимости данных чаще всего достаточно грамотно написанной программы, авторы которой знают о существовании стандартов на текстовую, графическую, видео-, аудио- и прочую информацию.
Если программа написана в этом смысле неграмотно, проблемы совместимости данных могут возникнуть (и возникают) независимо от платформ. Поэтому Mac или не Mac – уже роли не играет. К счастью, это случается редко.
Но даже у «грамотных» программ бывают проблемы со шрифтами и кодировками русских букв. К счастью, постепенно все шире используется многоязычная кодировка
UTF-8, поэтому есть надежда, что эти недоразумения вскоре исчезнут.
Поскольку стандартные комплекты шрифтов на Mac и Windows разные, иногда бывают проблемы с нечитаемостью текстов. Решить их можно, например, заменой шрифтов или отправкой текста через почту Google.
Вместо послесловия
Последние несколько лет я практически не сажусь за Windows, однако при этом не испытываю дискомфорта, общаясь с партнерами, работающими в других средах. Впрочем, и они тоже. Таким образом, можно оставить разговор об отличиях этих систем и начать обсуждать возможности их применения для решения тех или иных вопросов.
Тем, кто заинтересовался данным направлением, могу посоветовать посетить сайт «Макинтош и образование» (http://macedu.org.ru).
Михаил КУШНИР
Комментарии