Приоритетом гимназического, по сути – гуманитарного образования всегда была культура в широком смысле слова. Не случайно ее сравнивают с тонкой яблочной кожурой вокруг раскаленного хаоса.
Только благодаря этому, а не чему-либо другому, гимназическое образование во все времена считалось элитарным. Задача – воспитание подлинного интеллигента, способного мыслить с пером в руках, – определяла и содержание образования: педагоги стремились развить в гимназистах не только умение думать и писать, обобщать и анализировать, но и способность сострадать, сочувствовать, творчески относиться к окружающему миру. Вкус к жизни, дар утешения, понимания нередко были результатами именно гимназического образования.
Об этом говорили участники и гости III областной конференции ассоциации нижегородских гимназий, которая состоялась в конце сентября в Нижнем Новгороде. Сегодня ассоциация объединяет представителей 34 образовательных учреждений области и активно сотрудничает с высшими учебными заведениями и педагогическими сообществами других регионов России. Центральной темой нынешней конференции стало обсуждение проблемы ЕГЭ и гимназического образования.
Как не уйти от сути образования и в то же время не подвести выпускников, помочь им успешно выдержать государственную проверку? Для многих учителей это вопрос вопросов. Время пытается внести свои коррективы, подменить «золотое яблочко» подлинной образованности «простым» и доступным – результатом ЕГЭ. Выступавшие на конференции с болью говорили о том, что исключение из школьной практики обсуждения, диалога, дискуссии может превратить процесс обучения в схоластику, записывание готовых ответов на обезличенные и бессмысленные вопросы, а не на те, что ставит перед человечеством жизнь.
Если гимназии не хотят потерять своей главной образовательной составляющей и свести процесс учебы к овладению ограниченным набором компетенций, востребованных на ЕГЭ, они должны проводить свои внутренние экзамены и готовить детей исходя из гимназических приоритетов, имея в виду ЕГЭ, но не ставя его во главу образовательного процесса, – такое предложение высказал доцент кафедры словесности Нижегородского института развития образования и преподаватель 13-й гимназии Мстислав Шутан. По его мнению, компромисс найти трудно, да вряд ли вообще существует идеальный вариант, но задача учителей – искать методические ходы, помогающие детям овладевать знаниями и одновременно интеллектуально и нравственно развиваться. И, скорее всего, без регулярных встреч и обмена опытом на этом пути не обойтись.
Нижний Новгород
Комментарии