search
main
0

Золотое время. Учите пятиклашек думать. Word они освоят сами

Школьная практика показывает, что преподавание пропедевтического курса «Информатика и информационные технологии» приходится на 1-6-е классы. Как ни странно, проще вводить этот предмет в начальной школе – существуют сильные программы, издаются учебники, и вообще это наказ Президента России и политика Министерства образования и науки РФ – приучать ребятишек к высоким технологиям сызмальства. А вот в средних классах ситуация сложнее. Они часто просто «выпадают» из линейного курса преподавания информатики. Свой взгляд на то, как преподавать информатику и ИКТ в 5, 6, 7-х классах, на очередном заседании Большого московского семинара по методике раннего обучения информатике представила заместитель директора Института информатизации образования РАО, учитель информатики Ивановской средней школы Московской области, автор учебников по информатике Людмила БОСОВА.

Для чего учить

Людмила Леонидовна ставит четкие цели обучения информатике в 5-7-х классах:

– формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;

– формирование у детей готовности к использованию средств ИКТ в учебной деятельности для решения учебных задач и саморазвития;

– усиление культурологической составляющей школьного образования;

– пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

– развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Главной из них она считает первую. Людмила Босова убеждена: учителя должны сполна пользоваться золотым временем. Пятиклассники, шестиклассники еще хотят учиться, еще слушают педагогов с интересом. К сожалению, преподаватели чаще всего стремятся дать школьникам целую лавину специальных знаний, вместо того чтобы научить обобщать, классифицировать, логически мыслить. Ребенку, который умеет сам искать знания, несложно изучить и Excel, и Power Point, и другое программное обеспечение.

Что понимает Людмила Босова под общеучебными умениями и навыками? Она предлагает структуру из четырех блоков:

учебно-организационные,

учебно-информационные,

учебно-интеллектуальные,

учебно-коммуникативные.

Расшифровывая их содержание, Людмила Леонидовна особое внимание обращает на учебно-интеллектуальный блок – это «умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное, а также умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи», на учебно-коммуникативный блок – «умение работать в коллективе; умение выступать перед аудиторией; умение представлять доклад (выступление) с помощью средств ИКТ; умение применять коммуникационные технологии». Самое замечательное, что все эти умения и навыки пригодятся ребятам на любом другом предмете да и просто в жизни.

Как учить

Следующий краеугольный камень – принципы преподавания информатики в 5-7-х классах. Основополагающий – цельность и непрерывность. «Курс школьной информатики, – настаивает Людмила Босова, – должен быть непрерывным. Если мы сделаем модуль информатики в 3-4-х классах за счет предмета «Технология», а потом вернемся к информатике только в 8-9-х классах, то ничего не получится. Идеальная модель: в начальной школе мы закладываем основы понимания предмета, затем дети пользуются полученными навыками в средней школе и в старших классах выходят на концептуальный, мировоззренческий уровень».

Другие принципы преподавания:

– научность в сочетании с доступностью;

– практико-ориентированность и межпредметность;

– концентричность в структуризации материала;

– принцип развивающего обучения.

Принципы становятся понятнее, если объяснить их на конкретных примерах. В каждом учебнике, созданном Людмилой Босовой, есть компьютерный практикум. Это очень полезная вещь. А возник он после того, как Людмила Леонидовна столкнулась с проблемой в своей сельской школе: «Как бы я замечательно детям ни объясняла теорию, что бы ни говорила, если они знают, что предполагается работа на компьютере, они рвутся туда. Сели. А что делать? Каждый тянет руку и по сто раз переспрашивает. И вот я создала компьютерный практикум. Это система разноуровневых заданий. Первое задание написано очень подробно, даже скучно. Во втором задании информация уже свернута. Если не понимаешь, что делать, вернись к первому заданию, еще раз внимательно прочитай. Третье задание – просто общая постановка задачи, без разъяснений. Если не понял, поднимись на второй уровень или, в случае необходимости, вернись на первый. Такие челночные движения приучают детей трудиться самостоятельно».

Чему учить

И наконец, несколько слов о содержании обучения. Несомненное достоинство курса Людмилы Босовой в том, что автор сделала его, опираясь на то, что дети получают на уроках информатики в начальной школе, постаралась учесть возникающие «дефициты» знания и вывести учеников на то, что будет в базовом курсе в старшей школе.

Знаниевый компонент состоит из четырех частей:

– информация, информативность, объект, система, информационный объект, информационный процесс, кодирование информации, язык, двоичная система счисления, бит, байт, алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя, блок-схема, модель;

– компьютер, процессор, оперативная память, внешняя память, носители информации, устройства ввода информации, устройства вывода информации, файл, меню, окно, операционная система, интерфейс;

– текстовый редактор, графический редактор, калькулятор, электронные таблицы, мультимедийный документ;

– информационная деятельность человека, информационная этика.

Деятельностный компонент – это создание информационных объектов и моделей:

– списков

– таблиц

– диаграмм

– рисунков

– схем

– графов

– деревьев

– движущихся изображений

– алгоритмов.

«Изюминка» УМК – комплект плакатов, отражающих все основные положения курса, можно сказать, его философию. Например, плакат «Как мы воспринимаем информацию» (см. рисунок) демонстрирует подходы Людмилы Босовой к обучению детей: «Я даю зрительные иллюзии. Идея такая: глаза – основной орган, с помощью которого мы получаем большую часть информации. Но сомневайся, не врут ли тебе твои глаза! И мои сельские дети начинают искать логические задачки в журналах, которые читают их родители. Мне очень приятно, когда не самый благополучный ребенок несет эти картинки и показывает одноклассникам. Он понял, что из этого источника можно получить какую-то информацию». Кажется, небольшой результат. Но очень важный!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте