search
main
0

Золотое время для творчества

Как рождается собственный стиль работы

Что привлекло уроженца вятской земли в далекий суровый край? На этот вопрос Денис ДОМРАЧЕВ отвечает просто, мол, друг позвал с собой. А оказавшись на магаданской земле и прожив здесь практически тринадцать лет, он вполне убедился в судьбоносности такого решения. Признается, что стал родным этот суровый край.

Прежде чем возглавить региональный образовательный центр «Одаренные дети», структурное подразделение Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров Магаданской области, Денис Сергеевич успел поработать, и, надо признать, весьма успешно, и учителем, и завучем, и директором школы. Начинал в городе Сусумане. Считает этот период поистине золотым. Наверное, потому что сумел привязаться сердцем и полюбить эти места, вовсе не похожие на родную Вятку. Став учителем истории и обществознания в лицее, Денис Сергеевич увлекся краеведением и, соответственно, вовлек своих подопечных в эту плодотворную деятельность. В истории Сусуманского района немало примечательных страниц. И, познавая каждую из них, невозможно не испытать яркие чувства, как и все первооткрыватели. Пусть маленькая, но это твоя удача, твой вклад в летопись времени. Движение, поиск, преодоление, открытие… Нашли в архивах нужный документ – большая радость. Собрали материал для книги о своих земляках Героях Советского Союза – яркая удача. Пусть отныне знают, как жили и какими были люди, вписавшие яркие страницы в летопись колымской земли. Семь жителей Сусуманского рай­она удостоены высокого звания Героев. Хорошо, когда дети, занимаясь краеведческой деятельностью, возрастают и в любви к своей малой родине. Этому не книги учат, а дела.
Когда ребята поднимались на сопку, чтобы подтвердить предположение, что именно здесь похоронен Герой Советского Союза Николай Андреевич Акишин, совершивший подвиг во времена Великой Отечественной войны, то не замечали ни холода, ни трудностей пути.

Узнавая биографию каждого героя, школьники постигали на живых примерах, как связана судьба каждого героя с судьбой страны. Свой подвиг Николай Акишин, уроженец села Корсакова Орловской области, совершил в ходе Варшавско-Познанской наступательной операции в феврале 1945 года. Стрелковый батальон под командованием капитана Акишина проявил отвагу и героизм в борьбе с противниками. Сам командир был ранен, но поле боя не покинул.

После войны Николай Андре­евич, будучи уже майором запаса, работал начальником строительного управления в Магаданской области. В частности, прокладывал трассу Сусуман – Магадан. Погиб в 1964 году при исполнении обязанностей – сбит автомашиной, которой управляли сбежавшие из лагеря заключенные. Существовало мнение, что прах героя был впоследствии перевезен родственниками и похоронен в Подмосковье. Однако документальных подтверждений этого факта нет ни в одном из архивов, в том числе и в Сусуманском районном архиве. В год 70‑летия Победы на могиле героя открыт новый памятник.

Четырнадцать книг по истории Сусуманского района – яркое свидетельство плодотворной деятельности юных краеведов, почувствовавших себя открывателями малоизвестных страниц истории одного из районов Магаданской области. (Среди них такие, как «Сусуманцы – Герои Социалистического Труда», «Колымчане – воины Афганистана» и другие.)

Как считает Денис Сергеевич Домрачев, самое ценное, что дает краеведческая деятельность ребятам, – это чувство опоры, которое помогает не стать Иванами, родства не помнящими. Надо корнями прорастать в землю, на которой ты живешь. Немаловажно, что каждый осуществленный краеведческий проект помогал поднять научно-исследовательскую работу детей на более высокий уровень. Тогда же ярко проявился особый стиль работы Домрачева – к каждому делу подходить системно и всегда во главу угла ставить интересы детей. Проверенные жизнью правила помогли и на следующем витке жизни, когда педагог возглавил МБОУ СОШ поселка Ягодное. Школа по меркам Магаданской области большая, обучались в ней около пятисот ребят. Правда, особыми успехами учебное заведение не было отмечено. Скорее наоборот. Неприятно поразило нового директора, что и дисциплина у ребят была не на высоте. Разительный контраст с лицеем был во многом. Взять, к примеру, такую с первых дней обнаруженную проблему, как курение на территории школы. Пришлось незамедлительно объявить бой курильщикам, свою роль сыграли скорее не запреты, а упор на здоровый образ жизни. В союзники взяли массовую спортивную работу. Вторая половина дня была отдана занятиям в разных секциях и кружках. В течение года стали проводить соревнования по десяти видам спорта в рамках спартакиады. Участвовали в ней и команды учителей. Постепенно школа стала для ребят местом, где они проводили все свободное время. Проектно-исследовательская деятельность, так хорошо прижившаяся в лицее, и здесь дала свои положительные плоды.
(Директор в помощь педагогам разработал обучающий цикл из 12 часов.) В школьную практику начиная с пятого класса были введены контрольные базовые срезы по основным предметам. Они помогли увидеть реальный уровень знаний учеников и какие есть недочеты и проблемы в преподавании тех или иных предметов. Естественно, что потребовалась определенная методическая помощь педагогам. В школе оказалось немало молодых педагогов, вузовская подготовка которых требовала серьезной доработки. Очень помогло в этом вопросе проверенное годами наставничество. Директор и педагоги со стажем стали оказывать методическую и практическую помощь молодым, учили работать. Все уроки опытных учителей стали практически открытыми. Результат не заставил себя ждать.

– Вы знаете, какая это радость видеть, как у того или иного ученика, прежде равнодушного к предмету, разгорается интерес, – признается Денис Сергеевич. – Это ведь самая большая радость для учителя.

На его уроках истории, как правило, нет места тишине и спокойствию. Идут дискуссии, есть возможность высказаться всем, кто имеет ту или иную точку зрения.

– Когда во время уроков я проходил по коридору, то обычно меня настораживало, если в классе большую часть урока стояла мертвая тишина. С детьми надо общаться, вызывать их на разговор – живой, полезный. Уроки могут быть разными, все хороши, кроме скучных, – считает Денис Сергеевич.

Это касается, впрочем, и мероприятий, проводимых для детей и с детьми. Так, к примеру, навсегда в историю Ягоднинской школы вписана яркая страница, связанная с Всероссийским конкурсом «Золотой эполет». Участие в нем дало возможность вывезти ребят в столицу, где они выступили весьма достойно среди сверстников из разных уголков страны. А для директора школы дорогой наградой за все труды стали слова участников команды: «Мы поняли теперь, что нужны не только родителям, но и стране».

Вот уже больше года Денис Сергеевич Домрачев возглавляет центр «Одаренные дети». И на новом поприще, которое ему предложили, уже успел сделать немало интересного. Творческой инициативы ему не занимать. Надо отметить, что Денис Сергеевич завсегдатай Международной ярмарки социально-педагогических инноваций. Является ее экспертом и региональным координатором по Магаданской области (года два назад на одной из них, проводимой в городе Отрадном Самарской области, мы с ним и познакомились). Еще он член жюри Международной конференции старшеклассников и студентов «Образование. Наука.
Профессия». Потому я ничуть не удивилась, узнав, что для работы в центре «Одаренные дети» в режиме онлайн он привлек самых ярких учителей из разных регионов. Они проводят для магаданских детей уроки, о которых Денис Сергеевич мечтал, вынашивая свой проект по созданию региональной образовательной площадки, на которой учиться всем детям будет интересно и полезно.
Название площадки придумали красивое – «Интеллект – 49‑й регион». Заключен уже договор со 101‑й школой Волгограда, школой «Космос» города Иркутска, Педагогическим колледжем Братска и другими образовательными организациями. Намечаются необычайно интересные мероприятия. К примеру, на базе одной из школ будет реализована космическая программа. На базе другой будут созданы гвардейские классы.

До позднего вечера в центре идут уроки для детей по расписанию. Созданы аккаунты для начальных классов, для пятых – восьмых, девятых – одиннадцатых, на которых работают педагоги Московского политехнического университета, РГУ имени Косыгина, опытные учителя из Перми, Самары, Нижнего Новгорода и других регионов. Дети знают расписание, они сами подключаются, все уроки для них проходят бесплатно. Когда мы разговаривали с Денисом Сергеевичем, в Москве было одиннадцать часов, а в Магадане – семь вечера. Занятия онлайн, учитывая разницу во времени, проходят в центре и попозже.

– У меня сейчас работает 21 учитель, все дают уроки, из них 10 педагогов из Москвы, – пояснял Денис Сергеевич. – Есть доктора наук, академики. Главное – для детей все бесплатно. И еще, бывает, ученик не понял какую-то тему. Он может обратиться к педагогу и получить разъяснение.

Кстати, дети семьи Домрачевых – сын, ученик четвертого класса, и дочь-второклассница, – не только активные пользователи онлайн-уроков, но и поставщики обратной связи. Для папы их мнение авторитетно.

Стоит добавить к портрету моего героя, человека яркого, неординарного, умеющего удивлять и удивляться самому, что однажды он из педагогов решил пойти в бизнесмены. Мало платят учителям – зарабатывайте! Действительно, зарплата у главы семьи выросла тогда примерно в семь раз. Благо для семьи? Конечно! Но через пару месяцев он откровенно заскучал по тем самым заинтересованным детским глазам и возможности слышать их восторженное: «Здорово! Классно!» И когда понял это, обрадовался, услышав от жены: «Правильно, возвращайся в школу. Я ждала этого».

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте