– Труднее всего разрушать стереотип, что школа не обязана заниматься здоровьем детей, – признается министр образования Республики Татарстан Фарис Харисов.
Второй год в республике успешно реализуется комплексная междисциплинарная программа “Образование и здоровье школьников Татарстана”. Ее авторы – Владимир Касаткин, директор комплекса социальной помощи детям и подросткам Московского комитета образования, Серафима Чечельницкая, директор научно-методического центра “Дар” Минобразования РФ, и Фарис Харисов. Два министерства – образования и здравоохранения выступают сегодня равными партнерами в ее осуществлении. Хотя, конечно, в связке врач-учитель последний оказывается важнее и главнее. Он каждый день работает с детьми и способствует их ориентации на здоровый образ жизни.
Как сохранить здоровье детей? Как укреплять и совершенствовать его в рамках школы? В первом республиканском конкурсе программ, содействующих здоровью, приняли участие сотни школ. Конференция, состоявшаяся в марте прошлого года, по итогам конкурса позволила определить стратегию развития. На экспериментальных площадках отработаны две программы для сельских и городских школ.
Создание “школ, содействующих здоровью”, осуществляется с участием заинтересованных структур всех трех уровней: республиканского, территориального и школьного.
На республиканском уровне идет повышение квалификации специалистов трех профилей: медработников, педагогов и психологов. Для медиков программа включает два блока: повышение квалификации и практикум по внедрению современных методов профилактики, лечения заболеваний.
Учителям начальных классов предназначен курс (40 часов) по проведению “Уроков здоровья”. Также предусмотрены семинары для заместителей глав районных администраций, ответственных за социальную работу, начальников управлений образования и директоров школ.
Здоровье детей в республике становится приоритетной задачей и рассматривается Минобразованием как государственный социальный заказ. На программу “Образование и здоровье школьников республики” в бюджете этого года предусмотрено 50 миллионов рублей. Не останется, судя по всему, без поддержки эта программа и в будущем году. Особую ценность представляет тот факт, что министерством разработаны четкие критерии для оценки эффективности данной программы на республиканском, районном, городском и школьном уровнях.
Так, школьный уровень является основным при анализе успешности профилактической работы. Эффективность “школы здоровья” квалифицируется на трех уровнях, которые условно названы “бронзовым”, “серебряным” и “золотым”. Оценка выставляется по результатам педагогических и медицинских мониторингов.
Квалификационную характеристику “Школа, содействующая здоровью, бронзового уровня” присваивают заведению, в котором выполняются основные санитарно-гигиенические требования, действует медицинская служба, осуществляются мероприятия, ориентированные на здоровье.
“Серебряного уровня” достигает школа, в которой, кроме перечисленных условий, есть самостоятельная программа укрепления здоровья детей. Программа должна содержать достаточно обстоятельный инструментарий для оценки ее эффективности.
В школе “золотого уровня” должны быть ко всему изложенному выше достоверные подтверждения о снижении заболеваний и травм. Предполагается, что эти школы должны стать методическими центрами по распространению передового опыта.
Модель муниципальной программы “Здоровье” города Набережные Челны включена в Европейский проект школ, содействующих здоровью, при Всемирной организации здравоохранения. Данные школы-гимназии N 35 как представителя этой программы и опыт школы-комплекса N 1 Зеленодольска вошли в каталог Европейской сети школ, содействующих здоровью.
Надежда СЕМЕНОВА
Интересно, что…
Определение “Школа, содействующая здоровью” становится достаточно популярным. Обычно так называют себя школы, в которых проводятся те или иные мероприятия, ориентированные на здоровье школьников.
Идея создания школ, содействующих здоровью, появилась в 1990 году и после апробации в нескольких европейских странах (Чехии, Польше, Венгрии) в 1992 году была принята Всемирной организацией здравоохранения, Советом Европы и Европейской комиссией как самостоятельный проект для Европейского континента в целом. В настоящее время в этом проекте принимают участие более 500 школ из 40 стран. Более 2000 школ связаны с сетью через национальные и региональные организационные структуры.
Опыт, накопленный школами за несколько лет существования проекта, показал, что идея содействия здоровью успешно проникает во все аспекты рутинной школьной жизни. Кроме того, школа, будучи частью социума, постепенно распространяет идею здоровья вокруг себя, вовлекая другие элементы социума. Целостный подход к пониманию здоровья в школе ведет к серьезным изменениям в школьной жизни, захватывая все уровни – от управления школой до отношений в классе и связей с внешним сообществом.
Наш комментарий
В чем трудность решения очевидной для всех проблемы? В замусоренности планеты (и не только пластиковыми бутылками)? Да. В отсутствии денег? Конечно. В слабом взаимодействии ведомств? Увы, увы…
Но суть даже не в этом. Потеряны смыслы очевидных понятий. “Министерство здравоохранения”. Разве оно занимается здоровыми людьми? Нет. Операции, пересадки органов, “шунты”. Большое cпасибо медикам за их труд, знания и искусство. Но ведь от этого здоровья у здоровых не прибавится… Или “Министерство образования”. Но разве у нашего родного министерства есть Образ, по подобию которого и растят ребенка, ученика, студента? Скажем честно: нет. Нельзя же считать Образом тот тип “фаршированной головы”, который покидает нынче наши учебные заведения. Не тому, значит, учим и не так образовываем, если с каждым годом здоровье школьников все хуже.
Что есть здоровье? По определению Всемирной организации здравоохранения, это “полное физическое, психическое и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней и физических недостатков”. Согласно этому “райскому” определению, в России вообще нет здоровых людей. И не будет – ведь из определения неясно, как достичь “полного благополучия”.
И тем не менее что же делается? Первый путь – “школы здоровья”. Опыт их деятельности заслуживает изучения и уважения, но согласимся, что соединение детского сада, школы и поликлиники в ближайшее десятилетие ни нам, ни богатым западным странам не по карману.
Второй путь – путь Республики Татарстан, где пытаются распространить опыт работы лучших “щадящих учреждений” образования. Сама постановка вопроса – социальный заказ школе на здорового ребенка – прекрасна. Идея конкурса программ заслуживает всяческого уважения. Что настораживает? Отсутствие цельной теории, “краеугольного камня”, в принятой программе действий. Ведь конкурс проводился среди практиков, среди самих школ. А наука? Зачем у нас существуют РАО и РАМН? Опыт практиков – это всего лишь опыт, первая ступень научного исследования.
Впрочем, наука тут как тут. Валеология. Сами валеологи утверждают, что здоровье человека на 20 % определяется наследственностью, на 10 % – медициной, на 20 % – состоянием окружающей среды и на 50 % – условиями и образом жизни. Следовательно, пропаганда здорового образа жизни необычайно важна. Но что есть здоровый образ жизни? Здоровое общество, здоровая школа, здоровая семья. Есть ли у валеологов механизм, позволяющий сделать образ жизни здоровым? Конечно, никто не спорит о важности знаний. Но почему-то в нашей самой читающей державе, издающей сотни тысяч пособий на тему “Как стать богатым”, очень много бедных. Так где гарантия, что пособия “Как стать здоровым” дадут нам нравственное и физически здоровое поколение?
Ни “школы здоровья”, ни физкультминутки на уроках, ни нотации “мойте руки перед едой” не затрагивают учебного процесса. Процесса одиннадцатилетнего “великого сидения”, “великого писания и читания”, результат которого – очки и линзы, согбенные спины, гастриты, нервно-психические отклонения, вегето-сосудистые дистонии, судорожные приступы, сердечные нарушения. И в то же время школа не может идти по пути “опрощения” – растет объем информации, убыстряется ритм жизни. Неужели выхода нет? Например, в Ставрополье впервые в России прошло краевое родительское собрание “Проблемы обучения и здоровье детей”. О его решениях, о том, какой выход из сложившейся ситуации нашли родители, читайте в ближайших номерах “УГ”.
Отдел школ
Комментарии