search
main
0

«Золото Алдана»

Писатель Камиль Зиганшин о семейных устоях старообрядцев

Дилогия нашего земляка, писателя Камиля Зиганшина включает в себя романы «Скитники» и «Золото Алдана». Посвящены они старообрядцам, и автор ставит перед собой задачу изобразить быт и культуру людей, сознательно изолировавших себя от большей части общества, от влияния официальных государственных структур, и прежде всего от поддерживаемого государством основного религиозного течения в христианстве. В настоящей работе мы хотим проследить, как семейные отношения старообрядцев отразились в романах Камиля Фарухшиновича.

Для того чтобы говорить далее о старообрядцах, сначала ответим на несколько вопросов:
– Когда произошел раскол в Русской православной церкви?
– Какие противоречия легли в его основу?
– По каким позициям произошло разделение, то есть чем конкретно верование старообрядцев отличается от верования официальной церкви?

Суть реформаторской деятельности патриарха Никона
Условной датой раскола в Русской православной церкви можно назвать 1656 год, когда на Московском соборе были преданы анафеме приверженцы старых обрядов, из-за чего, собственно, их и стали называть старообрядцами. Раскол, разумеется, назревал довольно долгий период времени, и связан он с реформаторской деятельностью патриарха Никона. Он решил ввести изменения в богослужебные книги и некоторые обряды, для того чтобы уподобить их современным греческим.
Фактически все нововведения можно свести к следующим пунктам.
1. Были отредактированы тексты Священного Писания и богослужебных книг, в частности, вместо Исус стало писаться Иисус.
2. Двуперстное крестное знамение заменялось трехперстным и отменялись так называемые метания, то есть малые земные поклоны.
3. Крестные ходы отныне проводились не посолонь (то есть по солнцу), а против движения солнца.
4. Вместо сугубой аллилуйя вводилась трегубая, то есть аллилуйя во время богослужения требовалось произносить не дважды, а трижды.
5. Было изменено число просфор на проскомидии и начертание печати на просфорах.
6. Отменялось полное погружение в воду при крещении.
Таким образом, изменения большей частью коснулись обрядовой части верования. Однако это вызвало недовольство среди верующих, часть которых активно сопротивлялась нововведениям.
Раскол, возникший в церковной сфере, не мог не перенестись в область народной жизни. По мнению автора статьи Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, противостояние приняло «характер народно-демократической оппозиции против преобразования России в европейское государство».
Зададимся вопросом: «А при чем тут семейные отношения или семейные ценности? Ведь на первый взгляд реформы их никак не затрагивали?»
Мы не зря оговорились, что «на первый взгляд». На самом деле реформы коснулись семейных отношений сразу же. Исключительное значение имел в расколе вопрос о таинстве брака, потому что с ним был связан весь строй семейной жизни. Старообрядцы тут же перестали признавать браки, освященные официальной церковью. Встала даже проблема: а что делать, если семья принимает раскольническую веру, а венчание было произведено в официальной церкви? Признавать такой брак или нет? Ответы были разными. Одни считали, что необходимо сначала развестись, а потом заново венчаться, другие, как, например, протопоп Аввакум, признавали уже существующие браки и призывали не чинить искусственные трудности таким семьям. Можно также гипотетически предположить, что одни члены семьи могли придерживаться старой веры, а другие – новой, в результате чего семейные отношения осложнялись. Однако и это вопрос для историков, а мы сосредоточимся непосредственно на тексте К.Зиганшина и проследим, как семейные отношения старообрядцев раскрываются на примере основных персонажей произведения.

Варлаам
Варлаам, в миру Василий Шмурьев, – потомок знатного княжеского рода. Он вырос в родовом поместье близ Твери под присмотром престарелой тетки.
Василий с детства был огражден от пороков высшего света, поэтому у него напрочь отсутствовали самолюбие, проявления обиды и ненависти: «его смиренная душа любила всех и каждому желала добра».
Повзрослев, Василий осознал, что служба «не по нутру его вольной, нежной душе». Он увидел, что среди столичного высшего общества распространены хитрословие, чванливость, притворство, блуд и мотовство. Поэтому он отказался от благ своего знатного происхождения и принял монашеский постриг с новым именем Варлаам. Он удалился от мирской суеты и стал вести аскетическую жизнь «во славу Божью».
Новое его разочарование было связано с тем, что и среди церковных служителей он увидел все те же пороки и завуалированную борьбу за власть. Тогда он отправляется странствовать. В этот момент писатель подчеркивает, что Варлаам чувствует себя неотрывной частицей окружающего бесхитростного мира, слитность, единство с природой. Варлаам приходит к убеждению, что «именно в одухотворенной Царем Небесным Природе-матушке и заключен вечный источник жизни для всего сущего…».

Никодим
Никодим – приемный сын Варлаама. Будучи любознательным, он с интересом постигал строго соблюдаемое в Ветлужских краях первоисточное православие, читал церковнославянские книги, писанные до никоновой поры, особенно «Житие» и «Книгу бесед» протопопа Аввакума. Именно ему и Маркелу завещает настоятель Константин стать хранителями истинной веры.
Никодим женился одним из первых – на дочери наставника беспоповской общины, приютившего путников в зиму 1871 года на берегу Убинского озера. Благословляя дочь крестным знамением, отец говорит дочери: «Мужа почитай, как крест на главе часовни. Муж во всем верховодит. Твое дело рожать да детишек воспитывать». Это и есть семейный регламент, то есть роли в семье строго распределены.
Здесь мы обязаны оговорить один момент. Нам не известно, сознательно ли автор «женит» Никодима на дочери наставника беспоповской общины, но тем не менее оставить этот факт без внимания мы не можем. Дело в том, что беспоповцы считали, что антихрист со времен патриарха Никона воцарился в русской церкви, истребив в ней все таинства и священство. Поскольку священники отсутствуют, то и брак не может совершаться, и поэтому все должны жить девственно, а повенчанных нужно разводить. Так откуда же дочь у наставника беспоповцев?
Думается, это авторский намек для тех, кто «в теме»: есть глубокий смысл в том, что даже беспоповцы признают необходимость брачного сожительства, которое свойственно человеческой природе. Действительно, для заключения брачного союза участие священника совсем не обязательно. Да и, судя по Ветхому Завету, от Адама до Аарона таинства брака не существовало. А что тогда является обязательным условием для старообрядца? Автор дилогии отвечает на этот вопрос так: достаточно родительского благословения и согласия жениха и невесты.
Никодим и помыслить не может, что на неписаный семейный кодекс посягнет не кто-нибудь, а его сын Елисей. Случилось так, что Елисея спасают от верной смерти эвенки, и он, какое-то время живя у них, влюбляется в эвенкийскую девушку. Воспитанный в правилах строгого послушания, он не смеет, не получив дозволения, привести в скит невесту неблагочестивой веры. Отец и наставник Маркел отказывают ему в этом, тогда он самовольно покидает общину и уходит жить к эвенкам.

Корней
Любимцем Никодима стал внук Корней. Корней перенимает знания у своего деда, становится искусным травником и лечит людей и животных. И в этот самый момент автор подбрасывает деталь, напоминающую нам о противоречии: «прямые, жесткие и черные как смоль волосы выдавали текущую в нем эвенкийскую кровь». Возможно, именно благодаря ей, чуждой старообрядцам крови, Корней не может усидеть на месте. Его все время тянет странствовать, его влечет познание мира. Но тягу к путешествиям ограничивают две существенные преграды. В раскольнической семье существует строгая субординация: во-первых, дети никуда не могут отлучиться без разрешения главы семейства, а во-вторых, требуется испросить разрешения у наставника. По большому счету община есть та же самая семья, только в расширенном понимании слова, поскольку отношения в ней складываются как проекция семейных отношений. По мысли писателя, лад в семьях, строящийся на основе первородного православия, приводит к духу добросердечия и братской взаимовыручке в пределах общины, а это, в свою очередь, является той плодотворной почвой, на которой расцветает земля русская.

Подводя итоги
Отметим основные моменты семейных отношений, нашедшие отражение в романах Камиля Зиганшина. Главная роль в старообрядческой семье принадлежала старшему мужчине. Он занимался экономическим благосостоянием семьи, вел хозяйство, и именно он исполнял роль духовного лидера. Точно так же, как и наставник в общине, он наставлял молодых, имел право поощрять и наказывать. Его решение должно было выполняться беспрекословно, у него требовалось испрашивать разрешение на какую-либо деятельность, он же решал вопросы брака.
Повседневный семейный быт лежал на матери – на жене главы семейства. Она воспитывала маленьких детей, готовила еду, при необходимости регулировала отношения в женской половине семьи, распределяла работу между невестками и взрослыми дочерьми.
Семья староверов хранила нравственные, религиозные и иные культурные нормы, они и передавались новым поколениям.

Нарушение «первородных» традиционных законов приводило к разрушению семьи, общинной жизни и вело к гибели, то есть не соответствовало цели физического и духовного спасения, к которым и стремилось старообрядчество.

​Фаиля СИТДИКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте