search
main
0

Золотая шпана. Разве может она закон нарушить?

– Очень обижает нас расхожее мнение о том, что профессиональные училища – рассадники преступности, – пожаловалась Антонина Ефимова, заслуженный учитель России, заместитель директора по общеобразовательной подготовке омского профучилиша № 40. – Конечно, ангелов у нас нет. И наша миссия – помочь мальчишкам открыть себя, увести их с улицы. У них же руки золотые! Да вы посмотрите, разве похожи они на нарушителей закона?

В кабинет вошла ватага парней. Вежливо поздоровавшись, чинно расселись по стульям и дружно опустили глаза, пряча пляшущих в них чертиков… Ну просто институт благородных мальцов. Впрочем, благонравия хватило ненадолго – энергия из мальчишек так и брызжет. Стоило мне задать простой вопрос, как тут же разгорелся спор. Истина родилась весьма простая – все работы хороши. Причем каждый подтвердил это вполне профессионально. Мебельщик Антон Смирнов долго молчал, потом, видимо, семь раз отмерив, сказал, как отрезал. Автослесари Игорь Малыгин и Саша Бенгаль гудели, будто перекрывали шум мотора. Каменщик Саша Бернгард вообще не стал никому ничего доказывать – видно, еще не время разбрасывать слова и камни. Молчаливый и надежный, как скала. Сварщик Коля Окатов просто горел, затмевая всех. Он ведь еще и звезда «Театра на Московке», 17 лет существующего в училище. Кроме его создателей – преподавателей литературы Надежды Гавриловны Герц и Галины Николаевны Кавелиной, с ребятами работает профессиональный режиссер из ТЮЗа.

Несмотря на дар лицедея, Коля в своей мечте признался искренне: «Главное – дети и жена. А чтобы их обеспечить – хорошее образование и высокооплачиваемая работа». Даже Антонина Ивановна удивилась – не подозревала в Коле таких глубин. Я удивлялась другому – тому, что ребята с городских окраин умеют мечтать. Половина из них – из семей откровенно неблагополучных, большей частью – безотцовщина. Абитуриенты -вчерашние девятиклассники, сдавая документы, не знают о профессии ничего. О будущем они пока не думают: идут в училище за компанию, по желанию родителей или просто потому, что из школы их вежливо попросили. Поскольку в ПУ-40 основной принцип работы – индивидуальный подход, для начала первокурсников изучают. Тестируют, беседуют по душам, знакомятся с семьями. Потом составляют индивидуальный план работы с каждым из 690 учащихся. Изучив мнения ребят, несколько лет назад стали внедрять мобильно-рейтинговую систему. Теперь профессиональное училище №40 – областная экспериментальная площадка. Двоечников тут нет по определению – вместо плохих отметок просто низкое число баллов, которое, впрочем, можно компенсировать баллами по другим предметам. Многим, например, трудно даются общеобразовательные предметы, зато в специальных – там, где нужно приложить руки, – равных им нет. Игра в баллы, по мнению Ефимовой, заставляет ребят верить в успех.

– Нам не остается ничего другого, как быть новаторами. – Говорит Раиса Петровна Маковецкая, директор ПУ. – Средний возраст педагогов – 49 лет. Коллектив стабильный, но притока свежих кадров практически нет. Надо успевать за временем. Так что молодеем с новыми знаниями.

Возраста педагогов и мастеров мальчишки не замечают. Заслуженного учителя России Людмилу Ушакову никому и в голову не приходит назвать пожилой женщиной. Хотя все знают, что первую грамоту за хорошую подготовку юных рабочих она получила еще в 1955 году. Вместе с ребятами Людмила Ивановна организовала постоянно действующую выставку мебели. Удивительной красоты туалетный столик в стиле барокко, плетеные стулья, резные табуреты, подставка для кассет в форме гитары – все это «изобрели» и смастерили учащиеся под руководством педагога. Как ни странно, на выставке не только лучшие, но и худшие работы. На мой непросвещенный взгляд, тоже произведения искусства. Людмила Ивановна объясняет: тут проушины плохо сделаны, шипы толком не зарезаны. Увидеть эти недостатки может только специалист. Но выявляет ошибки не учитель. Первым делом ребята учатся критиковать… себя. Составляют дефектологический акт на свою работу. Потом контрольная группа учащихся проверяет, насколько будущие мастера умеют признавать свои ошибки. Ушакова – практикующий теоретик. Все, о чем рассказывает, умеет делать сама – под ее руководством сыновья и внуки построили дом. Вполне женская работа, считает Людмила Ивановна, хотя среди мебельщиков, которых она учит, девчонки встречаются очень редко. Чтобы сделать красивую вещь, требуется, конечно, талант. Но он, по мнению Ушаковой, складывается из упорства и трудолюбия. Многие пацаны впервые берут молоток или зубило только в мастерских училища. И выясняется, что руки у всех растут оттуда, откуда полагается. Свои первые творения – косоватые, плохо склеенные, да и сделанные пока еще без особого желания – уносят домой. Говорят, мамы начинают смотреть на сыновей по-другому – с уважением и надеждой. И не напрасно: уже на втором курсе они мастерят такие вещи, что окрестные жители охотно заказывают в училище мебель, оконные решетки, рамы. Тем ПУ и живет. На сырье – дерево, железо, ткань – зарабатывают самостоятельно. За оборудованием мастерских, установленном еще в 60-х годах, следят тоже сами. Технических новинок в училище немного. В прошлом году из бюджета выделили 400 тысяч – хватило как раз на два деревообрабатывающих станка. Двери и окна в учебном, производственном и хозяйственных корпусах тоже выполнены руками учащихся. Для старшекурсников это уже норма, им хочется большего. Построить свой дом, например. А для вчерашней шпаны важнее кукольные домики, игрушечные столы и крошечные диванчики – именно с первых «шедевров» начинается вера в себя, а значит, и в будущее.

Оно у каждого разное. Большую часть выпускников забирает армия. Правда, администрация училища старается «отмазать» лучших. На время, конечно, для того чтобы шли учиться дальше. Среди социальных партнеров ПУ-40 – автотранспортный, строительный, индустриально-педагогический колледжи, куда выпускников принимают на льготных условиях. Частные фирмы начинают просить новых работников еще в начале учебного года. Заводы «Полет», имени Баранова тоже хотят дружить. Но бывшие гиганты советской индустрии могут предложить новеньким не больше двух-трех тысяч рублей в месяц. Восемь процентов учащихся до выпуска не доходят. Правда, по словам Ефимовой, за 24 года ее работы ситуация с отсевом изменилась в корне. Чаще всего учебе мешает …работа. Виталий Маренцов в прошлом году ушел на практику и не вернулся. Вызвали родителей, руководителя предприятия. Но что можно сделать, если парень оказался не только хорошим сварщиком, но и ответственным человеком – решил, что пора ему кормить семью? Впрочем, бывают откровенные педагогические неудачи – Жилкенбаева Данила, как ни бились, затянула улица. А вот Вадим Ершов, характер которого вполне соответствовал фамилии, теперь открыл свою фирму. Многие из тех, что считались трудными, образ жизни меняют кардинально – становятся защитниками правопорядка. Сержанта милиции Алексея Тырцина, вернувшегося из Чечни, на днях наградили медалью «За отвагу», о чем говорит все училище.

Насчет того, с чего именно начинается перелом в сознании, мнения педагогов расходятся. Антонина Ивановна, например, считает, что с красоты. Чтобы создавать, например, цветы из металла, как Коля Окатов, нужно чаще видеть розы. На Старой Московке, где находится училище, больше шипов – это один из самых криминогенных районов Омска. Видеть прекрасное ребята учатся не только в театре, но и в художественной студии, которая регулярно побеждает на изоконкурсах городских ПУ. На уроках литературы открывают для себя стихи – они, кстати, являются «пропуском» на представление. Хотя читать все равно не любят. Как сказал первокурсник Роман Белов, литературу люблю, а книжки – нет. В ПУ считают, что это явная недоработка школы. Потому нехватку молодежи в педагогическом коллективе считают в некотором роде достоинством. Мы, говорят, не перестроились – работаем по старинке, нянчимся с каждым не за деньги, а потому, что иначе не умеем. И по поводу того, что мужчин-педагогов немного – всего 30 процентов – не переживают. Новенькие приходят, но долго не держатся. Так что местные старожилы сильного пола не количеством берут, а качеством. У Сергея Львовича Доронина, заместителя директора по воспитательной работе, свой метод перевоспитания. Ставку делает на физкультуру, секций организовал множество чуть ли не по всем видам спорта, сам гоняет с пацанами от души. Его же усилиями в училище появился-таки новенький – Владимир Бабанин. Причем на общественных началах. Парни за ним хвостом ходят. Он не учитель, а военный пенсионер. Точнее, атаман учебной сотни, составляющей 120 человек. Принимают в казачество всех, независимо от происхождения, национальности. И даже морального облика – это уж забота няньки-атамана. После теракта в Беслане Владимир Алексеевич из училища уходит только на ночь – решили с подопечными серьезно наладить охрану. Форма парней здорово подтягивает, считают педагоги, к тому же дает шансы на поступление в военные училища Омска. Недавно к сотне прибился еще один боец – котенок Пушок. Дружно постановили: нечего ему на улице делать да по подвалам шастать, пора за ум браться. Теперь с дисциплиной будет полный порядок – даже мышь не проскочит!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте