Если будешь поступать слишком жестоко, тебя постигнет неудача; если же будешь действовать слишком мягко, сам окажешься в оковах.
СЮНЬ-ЦЗЫ
Понятие и роль конкуренции в рыночной экономике. Человек совершает те или иные разумные действия только в том случае, если им движут определенный мотив, интерес, например, желание избежать опасности, ответственности, получить благо и т.д. Экономика не является исключением. Немногие люди согласны трудиться только потому, что они испытывают удовольствие от самого процесса труда. Чаще всего ими движут другие мотивы, главным из которых является добывание средств к существованию. Основным же стимулом предпринимателя является не обеспечение элементарных жизненных потребностей, а получение максимально возможной прибыли.
Возможность получения прибыли отдельно взятым предпринимателем чаще всего ограничивается другими лицами, производящими те же товары, выполняющими работы того же типа, оказывающими аналогичные услуги. В результате между ними возникает соперничество за потребителя их продукции, за более выгодные условия производства и реализации товара, т.е. в конечном итоге за более высокую прибыль. Это соперничество между предпринимателями называется конкуренцией.
Конкуренция – это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Необходимо отметить, что состояние конкуренции благотворно сказывается на рынке, более того, есть веские основания считать ее одной из основных движущих причин рыночной экономики. Во-первых, интерес получения прибыли и заставляет отдельных людей предпочесть активную деятельность мирному отдыху. Во-вторых, борьба за прибыль вынуждает предпринимателя действовать не как-нибудь, а уменьшать затраты на производство, улучшать качество продукции, заботиться о своем имидже, вести разработки новой продукции, увеличивать ассортимент товаров и т.п. Все это в конечном итоге выгодно и потребителю. Именно поэтому государство в определенной мере заинтересовано в поддержании конкуренции на рынке.
Борьба за получение прибыли может вестись различными средствами и развиваться по-разному. Так, например, отдельный предприниматель может настолько преуспеть на этом поприще и так подавить своих конкурентов, что о борьбе уже речь идти не будет: он, оставшись фактически один на рынке, сможет диктовать свои условия остальным производителям и потребителям, произвольно взвинчивать цены на товары, затруднять доступ на рынок другим производителям и т.п., т.е. стать монополистом (в законодательстве употребляется другой термин – хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на рынке). Такую борьбу конкуренцией назвать нельзя.
Необходимо отметить, что укрупнение капитала и монополизация – это естественная тенденция развития экономики, полностью избежать которой вряд ли удастся. Кроме того, государство зачастую само не заинтересовано в ликвидации монополий. Тем не менее любое государство в определенной мере старается стимулировать и поощрять конкурентную борьбу, регулировать ее в нужных для общества направлениях. Такая деятельность государства развивается по четырем направлениям:
1) принятие мер по развитию конкуренции на рынках;
2) недопущение таких форм конкуренции, которые противоречат принципам справедливости и добросовестности;
3) принятие мер по демонополизации рынка, недопущению образования новых монополий;
4) уменьшение негативных последствий деятельности тех монополий, избежать существования которых по тем или иным причинам не удается.
Практические меры по развитию конкуренции. Следует отметить, что в нашем законодательстве развитию конкуренции уделяется мало внимания. Считается, что мер по защите конкуренции от злоупотреблений достаточно для того, чтобы на рынке появилось достаточное количество мелких производителей. Мировой опыт показывает, что для возникновения конкуренции на рынке необходимо осуществление следующих мероприятий: увеличение числа организаций, производящих одинаковую продукцию. Государство не может это сделать административным путем. Однако в его силах создать благоприятные условия для их возникновения, например, упростить процедуру создания юридических лиц, получения лицензий на осуществление определенных видов деятельности, установить налоговые и иные льготы для малых предприятий. Следует отметить, что предприятия малого бизнеса более оперативно реагируют на изменения спроса, однако они менее устойчивы по сравнению с крупными производителями, и поэтому им просто необходима государственная поддержка.
Защита конкуренции от злоупотреблений. Именно на это российское законодательство в основном направляет свои усилия. С этой целью был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Вот некоторые его положения.
Законодательством запрещается недобросовестная конкуренция, т.е. конкуренция, которая противоречит принципам добросовестности и справедливости и способна причинить убытки конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
К формам недобросовестной конкуренции отнесены следующие действия: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки конкуренту либо нанести ущерб его деловой репутации; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара (например, уверения продавца, что пуховик был изготовлен в Канаде и рассчитан на -500С, в то время как местом его изготовления является Китай и холодно в нем уже при -50С); продажа товара с незаконным использованием торгового знака (например, сляпанной в подвале аудиотехники под торговым знаком “Sony” и т.п.).
Меры борьбы с монополизмом, установленные законодательством, хотя и разнообразны, но не всегда действенны.
Во-первых, запрещается действие предприятия (группы лиц), занимающего доминирующее положение, т.е. проще говоря, монополиста, такое, как изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен.
Ключевая роль в реализации законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках принадлежит Государственному антимонопольному комитету Российской Федерации. В его руках сконцентрированы основные полномочия по надзору и контролю в рассматриваемой сфере.
За нарушение законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках предусмотрено применение мер ответственности в основном в виде крупных штрафов.
Естественные монополии. В некоторых сферах экономики избежать существования монополий не удается по объективным причинам. Предположим, определенный населенный пункт обеспечивается электричеством от одной-единственной ГЭС. Других электростанций построить в этой местности нельзя ввиду невыгодности подобного проекта. Таким образом, данная электростанция оказывается монополистом в своем регионе. Монополии такого типа и называются естественными монополиями.
Естественная монополия возникает при таком состоянии товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые естественными монополистами, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Естественные монополии существуют в сфере электроснабжения, железнодорожного транспорта (никто же не будет строить параллельную железную дорогу), услуг по транспортировке нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, почтовой и электрической связи и др.
Государство, признавая необходимость существования монополий в данных сферах, жестко регулирует их деятельность с целью недопущения злоупотреблений монопольным положением.
Это надо запомнить!
1. Конкуренция – это борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
2. Существование конкуренции благотворно сказывается на рынке и в конечном итоге отвечает интересам потребителя.
3. Монополист – лицо, обладающее доминирующим положением на рынке товара, дающим ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара или затрудняющее доступ на рынок другим. Доля монополиста на рынке составляет не менее 35%.
4. Деятельность государства по поддержанию конкуренции развивается по четырем направлениям: принятие мер по развитию конкуренции на рынках; недопущение таких форм конкуренции, которые противоречат принципам справедливости и добросовестности; принятие мер по демонополизации рынка, недопущению образования новых монополий; уменьшение негативных последствий деятельности тех монополий, избежать существования которых по тем или иным причинам не удается.
5. Ключевая роль в реализации законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на рынках принадлежит Государственному антимонопольному комитету Российской Федерации.
6. Естественная монополия возникает при таком состоянии товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Вопросы:
1. Что такое конкуренция?
2. В чем заключается полезная общественная функция конкуренции? В чем выражаются конкретные результаты существования конкуренции на рынке определенного товара?
3. Кто является монополистом? Какие можно выделить признаки монополиста?
4. Как вы думаете, почему укрупнение капитала является естественным явлением в экономике? Можно ли избежать существования монополий? Может ли государство в полной мере осуществить намерение не допустить оказание монополистами негативного влияния на рынок, получение сверхприбылей от своего положения? Как вы думаете, искренне ли государство в своем намерении?
5. Какие виды деятельности государства по поддержанию и защите конкуренции на рынке вы можете назвать?
6. Какие могут быть приняты практические меры по развитию конкуренции? Какие меры в дополнение к названным в параграфе, на ваш взгляд, могут стимулировать развитие конкуренции?
7. Какие меры по защите конкуренции закреплены в законодательстве о защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках?
8. Что такое недобросовестная конкуренция? Какие формы недобросовестной конкуренции существуют?
9. В каких действиях возможно проявление монополизма на рынках?
10. Какой государственный орган отвечает за обеспечение конкуренции и борьбу с монополизмом?
11. Что такое естественные монополии? Как государство реагирует на необходимость существования естественных монополий?
Андрей КАШАНИН,
Татьяна КАШАНИНА
Комментарии