На завершившемся в конце августа 16-м Международном фестивале детского анимационного кино «Золотая рыбка» было показано 87 лент из 35 стран.
На этот раз фестиваль проходил в Сочи на фоне развернувшейся в округе огромной стройки олимпийских дорог и объектов. Расположился кинофорум в здании Современной гуманитарной академии, где проходили кинопоказы и где жили одной творческой семьей участники и гости фестиваля. Основательница и генеральный продюсер «Золотой рыбки» Виктория Лукина добилась того, что более чем за полтора десятка лет существования этот фестиваль стал не только состязанием лучших анимационных работ России, Украины, Белоруссии, да и многих других стран, но и площадкой обмена самыми новыми и смелыми художественными идеями. Да и для многих молодых аниматоров – художников, режиссеров, сценаристов – фестиваль сыграл роль первооткрывателя талантов.С этого года президентом «Золотой рыбки» стала народная артистка России Наталья Бондарчук. И если судить по ее выступлениям на пресс-конференциях и обсуждениях фильмов, то очевидно: Наталья Сергеевна искренне загорелась этим новым для нее делом, и она не пожалеет сил, чтобы этот кинофорум укреплялся и находил все новые и новые возможности расширять свою детскую и подростковую аудиторию. Кстати, уже сегодня со слов нового президента «Золотой рыбки» можно в общих чертах представить направление ее художественной программы. Например, она предлагает разделить конкурс на ленты для трех возрастных групп – малышей, школьников начальных классов и подростков. Ясно, что к духовной составляющей анимационных лент будут бескомпромиссные требования. Да и художественная, образная система должна быть понятна, доступна детской аудитории. «Слава богу, – говорит Наталья Сергеевна, – что у нас в стране были настоящие мастера, которые рисовали так, чтобы не пугать ребенка… Ведь в нежном возрасте нужно, чтобы котенок был не квадратным, а пушистым и добрым – как в мультике «Котенок, который потерялся». (Ох, не знает еще Наталья Сергеевна, как ненавидят наши аниматоры слово «мультик»!)Судило конкурс два жюри – взрослое и детское. Во взрослом можно было увидеть таких известных личностей, как актеры Александр Леньков и Ольга Хохлова, сценарист, актер и телеведущий Вадим Жук, аниматоры Иван Максимов, Алексей Котеночкин, Нина Виноградова, Елена Касавина (Украина), аниматоры Иван Максимов, Михаил Тумеля (Белоруссия).Прежде чем сказать о победителях фестиваля «Золотая рыбка», мне бы хотелось напомнить о том, что заставляет аниматоров так настойчиво сбиваться в стаю. Им так легче держать оборону. Сплоченность рядов позволяет им сохранить этот вид искусства как таковой. Проката у анимационного кино нет. Его нет ни в Украине, ни в Белоруссии, ни в соседней с ними Польше (кстати, польская делегация привезла на фестиваль великолепную коллекцию разных по жанрам и технике лент). И у нас, и в Европе анимация представлена только единичными, очень дорогостоящими полнометражными лентами. Это чисто коммерческие ленты, из которых ничего нового не взрастет… Анимация редко закупается телевидением – легче, дешевле оптом покупать старые американские фильмы, чем развивать и продвигать собственное кино. Выяснилось, что короткие ленты в поиске своей аудитории наша анимация все чаще выкладывает в Интернет. Мне, думается, в этом есть большая опасность. Ведь Интернет – это индивидуальный просмотр. А кино надо смотреть в зрительном зале, когда смех, вскрик, плач и просто дыхание соседних зрителей поддерживают твои собственные эмоции, спорят с ними, ведут с тобой молчаливый эмоциональный диалог… Итак, о победителях «Золотой рыбки». Основное жюри так распределило свои награды. В номинации «Яркое впечатление» приз получила ностальгическая лента киевлянки Катерины Чепик «Во сне», сочетающая анимацию, «живое» кино и фотографию. «Удачным дебютом» была признана лента екатеринбуржца Михаила Дворянкина «Подарок», в которой трогательный, застенчивый мальчик готовит подарок на 8 Марта для своей одноклассницы. И конечно, эта одноклассница – его первая в жизни любовь…Вгиковка Дина Великовская, создавшая свою ленту «Страницы страха» из книг фотоальбомов о войне и нынешних фотографий, перекинув мост через десятилетия, соединив картинки нынешней агрессии с фашистскими концлагерями, была удостоена приза «Лучший студенческий дебют».«Лучшим анимационным фильмом для детей» был назван фильм «Воробей, который умел держать слово» Дмитрия Геллера про воробья, который не только отважно и стойко провел ночь под холодным осенним дождем, ради того чтобы утром засверкало теплое солнце…Фильм минчанки Ирины Кодюковой «Было лето» о девушке, которая тоже умеет держать слово и превращает лягушонка в симпатичного молодца, был отмечен наградой «Лучшая режиссерская работа».И наконец, Гран-при фестиваля «Золотая рыбка» был удостоен фильм «Еще раз», созданный режиссерами Екатериной Овчинниковой, Татьяной Окружновой, Алиной Яхъевой, Натальей Павлычевой, Еленой Петровой и Марией Архиповой в студии Александра Петрова. Того самого Петрова, который несколько лет назад получил американского Оскара за фильм «Старик и море». Фильм выполнен в излюбленной технике их мастера – живопись на стекле. Эта тонкая, ностальгическая лента – лирическое воспоминание о детстве. С прогулками на велосипеде, лоточницами с мороженым и строгими, но справедливыми и вежливыми милиционерами.Детское жюри не стало демонстрировать свою «продвинутость» и назвало лучшим фильмом симпатичную и достаточно традиционную по манере ленту-сказку «Лиса и журавель» белоруса В.Петкевича.А теперь и вам в пору задаться вопросом: стоило ли мне рассказывать об этих фильмах и наградах, если вы их не увидите? Стоило. Не теряйте надежды… В числе нынешних спонсоров фестиваля «Золотая рыбка» я обнаружил Первый образовательный телеканал. Так что есть шанс, что хотя бы телевидение спасет фестивальные и другие ленты наших аниматоров от «черной дыры» Интернета.P.S. Разговор о российской анимации продолжается на стр. 24.фото Бориса КРЕМЕРА
Комментарии