Подведены итоги престижного Международного научного конкурса iGEM-2020, на котором российская команда получила золотую медаль. Это первая высокая награда для Москвы и вторая для России за всю историю существования конкурса. Одним из участников команды, представившей на конкурс проект, стала ученица школы №1517 Надежда КОРОСТЫЛЕВА. А среди инструкторов команды был наш выпускник Петр ЗАЙЦЕВ, капитан команды Москвы 2019‑го. iGEM (International Genetically Engineered Machine) – это конкурс, организаторами которого является Массачусетский технический университет (Бостон, США), впервые прошел в 2003 году. С тех пор для всех, кто работает в области проектов по генной инженерии, принять участие в iGEM – большая удача. Все разработки, представленные молодыми учеными на конкурс, в будущем могут стать реализованными проектами. Мы встретились с победителями, чтобы поздравить и узнать от увлеченных биоинженерией, с чего начинался их путь в науку, что объединяет биологию и информатику.
– Надежда, Петр, скажите, пожалуйста, какие вы испытали эмоции, когда узнали о награде? Тем более это первая золотая медаль у команды Москвы и вторая вообще за все годы участия в конкурсе команд из нашей страны.
Надежда:
– Не буду скрывать, что, узнав о результате, никто из нас не сдерживал эмоций. Мы всей командой громко кричали от радости. Соседям потом объясняли, что случилось. Очень приятно, что результат работы нашей команды был отмечен столь высоко. Это вдохновляет на продолжение работы.
– Расскажите нам о регламенте проведения конкурса iGEM и о вашем опыте участия в нем.
Петр:
– iGEM – это совмещение конференции и конкурса студенческих проектов. Особенность этого события состоит в том, что студенты готовят не просто какое-то абстрактное исследование, а создают научную разработку, которая может иметь практическую пользу. На этом и строится основная работа команды. Другими словами, путь, по которому идут участники iGEM, выстроен до конечной точки – реализации проекта на рынке. Даже на протяжении процесса создания идеи проекта членам команд приходится общаться с экспертами, спонсорами, регулирующими органами. Это, по сути, является подготовкой к запуску стартапа. Поэтому мы, как и любая другая команда iGEM, надеемся, что наш проект будет реализован. Для этого существует такая программа, как AfteriGEM (после iGEM), которая предоставляет командам возможность дальше продолжить работу над проектом, поучиться именно бизнес-составляющей, поговорить с крупными инвесторами. Все это поможет команде потихонечку переходить от формата соревнования к формату настоящего бизнеса.
– Как обстоят дела с iGEM в России? Что случилось с прошлой командой Москвы и ее проектом?
Петр:
– В прошлом году должен был состояться наш дебют, но по ряду причин не получилось. Продолжить работу было очень важно. Очень часто в IGEM бывает так, что какие-то команды продолжают работу над проектом предыдущего года, ну немножко меняется состав, немножко может меняться тема, но есть уже наработки. Такие команды зачастую исправляют ошибки предыдущего года и уже становятся победителями. Для нас это было, конечно, необычайно важно, потому что, как вы правильно заметили, это всего лишь вторая медаль за всю историю участия России в iGEM.
В России после 2007 года был очень долгий перерыв в участии, и следующая команда выступила только в 2017 году, но она тоже ничего не заняла. Это мы посчитали несправедливым. Для нас было важно получить результат, чтобы мы могли показать это организациям, которые могли бы поддержать это движение. Что мы не просто для себя участвуем в конкурсе, мы заявляем всем об определенных достижениях в области генной инженерии и биотехнологии в нашей стране. И вот сейчас наконец это свершилось, поэтому мы чувствуем удовлетворение. И готовы работать дальше!
– Объясните, что такое биоинженеринг?
Петр:
– Биоинженерия – применение фундаментальных знаний, полученных в биохимии, молекулярной биологии, генетике, для решения каких-то прикладных задач, стоящих перед человечеством. С развитием биологии стало все больше и больше очевидно, что в этой науке можно применять инженерные подходы, похожие на те, что мы применяем в физике и химии. Физика, химия и даже математика действительно находят даже большее применение в синтетической биологии, нежели сама биология. Поэтому можно сказать, что для биоинженерии нужно владеть знаниями из многих областей, а не только биохимии и генетики.
– По вашему мнению, почему подрастающему поколению нужно знать о биоинженерии и ею заниматься?
Петр:
– Процитирую одного исследователя: «В науке сейчас мейнстрим – это биология, а в биологии мейнстрим – это генетика». Я бы сказал, что, действительно, в XXI веке именно две науки будут определять прогресс нашей цивилизации – биология и информатика. И поэтому, конечно, было бы очень здорово, если бы школьники получали больше разнообразных возможностей, чтобы прикоснуться к биологии не только в формате школьного учебника, но и участвовать в реальных проектах, сделать какую-нибудь небольшую работу, связанную с генной инженерией, попробовать себя в деле, выступить где-то. И я считаю, это будет очень полезно. Причем это будет полезно как для тех, кто захочет заниматься генной инженерией в будущем, то есть выберет как свою профессию, так и просто для общего развития людям, которые решат связать себя с чем-то другим, потому что как я уже сказал, именно биология и, в частности, генная инженерия будут определять во многом нашу жизнь в XXI веке. Даже первичные знания позволят людям грамотно понимать, что происходит в этой области, адекватно оценивать преимущества и риски каких-то разработок генной инженерии.
– Какое значение для тех, кто начинает свой путь в науке, имеет конкурс iGEM?
Надежда:
– За всю историю существования iGEM (с 2003 года) создано 150 проектов, значит, 150 команд со всего мира выросли в стартап и стали настоящими бизнес-организациями, разрабатывающими свои технологии. Основываясь на этих данных, можно сказать, что iGEM – это не просто конкурс-конференция для школьников и студентов, но еще и замечательная возможность для молодых ученых реализовать свои идеи и продвинуть науку вперед. А от прогресса науки развивается весь мир, жизнь людей становится лучше и комфортнее.
Иными словами, от участия студентов в iGEM выигрывают все. Поэтому мы надеемся, что в будущем еще больше команд и молодых людей из России будут принимать участие в этом замечательном конкурсе.
В этом году я оканчиваю 11‑й класс как участник предпрофессионального проекта «Медицинский класс в московской школе». В программе проекта уделено большое внимание как традиционным предметам – биологии, химии, математике, так и специальным курсам – биохимии, английскому языку, практикумам по смежным дисциплинам. Все совместить было непростой задачей. Поддержка школы, опыт планирования времени и организации своей деятельности, приобретенный в классе, помогли мне найти и грамотно распределить временные ресурсы и достичь цели: принять участие в конкурсе. Призываю всех к участию в подобных образовательных событиях. Не только биологи и химики могут помочь в реализации проекта, но и журналисты, экономисты, информатики. Общение с публикой, создание сайтов, составление экономических моделей, иллюстрация концепта проекта, перевод на английский – все это составляет до 70% работы в команде iGEM. Поэтому любой, будь то школьник или студент, биоинформатик или же художник, может участвовать в Международном конкурсе по синтетической биологии!
Петр:
– Информация всегда была силой для человечества. И мы признательны всем, кто привил нам стремление к поиску новых знаний и поддерживал на каждом этапе в школе и в университете.
Евгения ЧЕРНОМЫРДИНА, Ян БОРИШПОЛЬСКИЙ, корреспонденты медиацентра школы №1517
Комментарии