«Золотая астра» – так называется городской конкурс педагогического мастерства, который ежегодно более пяти лет проводится в системе профессионального образования Департамента здравоохранения города Москвы. В красках бабьего лета солнцем высвечены золотые астры, которыми за педагогическое мастерство награждают лучших преподавателей, классных руководителей и организаторов образовательного процесса, работающих в медицинских колледжах Москвы. У любого прекрасного дела и хорошей педагогической традиции всегда есть инициатор. Интерес к конкурсу профессионального мастерства педагогов системы здравоохранения Москвы привел нас к автору идеи, инициатору и драйверу конкурса «Золотая астра» – директору медицинского колледжа №2 Инне Тарасовой. На вопрос «Почему золотая астра?» Инна Викторовна ответила безупречным знанием латыни: «Per aspera ad astra – через тернии к звездам. Это путь любого, кто решил присоединиться к братству медиков».
В шести образовательных учреждениях Департамента здравоохранения города Москвы осуществляется подготовка специалистов среднего звена: медицинских сестер, зубных техников, фельдшеров, акушерок, медицинских лабораторных техников. По статистике, специальность «медицинская сестра» входит в топ профессий во всех регионах России и в динамике постоянства востребована на рынке труда. Однако в условиях современных трансформаций запрос на средний медперсонал на столичном рынке труда несколько изменился, не только потому что количество вакансий уменьшилось. Например, с внедрением родовых сертификатов значительно снизилась потребность в акушерках, финансовые механизмы изменили ситуацию с текучестью кадров, и изменилась потребность в подготовке специалистов по данной специальности. Надо отметить, что в Москве на протяжении последних лет численность выпускников медицинских колледжей устойчиво стабильна, несмотря на уменьшение вакансий. Стабильность контрольных цифр приема на бюджетное финансирование медицинских специалистов среднего звена обусловлена государственным заказом на подготовку кадров для системы здравоохранения Москвы. Но наряду с этим есть еще один существенный фактор – в процессе обновления инфраструктуры столичного здравоохранения сформировались целевые запросы на новые трудовые функции и новые должности для среднего персонала. Например, в поликлиниках появились сестринские посты, колл-центры и отделения неотложной помощи, где работают медсестры и фельдшера. Все выпускники медицинских колледжей трудоустраиваются, поскольку система медицинских услуг в области здравоохранения в городе многогранна, включает государственные федеральные и городские учреждения здравоохранения и негосударственный сектор.Сегодня в Москве усилился интерес к медицинским профессиям прежде всего потому, что во многих школах появились медицинские классы, специальности в сфере здравоохранения стали доступнее. Интересно, а появление медицинских классов не снизило интерес абитуриентов к медицинским колледжам? Этот вопрос мы задали директору медицинского колледжа №2, прогуливаясь по его чистым и просторным холлам, заглядывая в кабинеты и лаборатории, оборудованные по новейшим требованиям, с необходимыми симуляторами и интерактивными средствами обучения. Знакомство с медицинским колледжем было обстоятельным и подробным, что позволило получить ответы на многие вопросы, ведь когда беседуешь с профессионалом, глубоко знающим содержание образования, отрасль и специфику рынка труда, открывается бесконечность сложного пути подготовки и становления медицинского работника.- Проект «Медицинский класс в московской школе», – говорит Инна Викторовна, – который реализуется сегодня в городе, среди работников медицинских колледжей получил большое одобрение. Самое главное в этом проекте – повышение мотивации к медицинским профессиям, создание равных возможностей и реальных механизмов социального лифта в профессиональное медицинское образование. Конкуренции мы не боимся, медицинские колледжи также включены в реализацию этого проекта. С большим интересом и готовностью мы откликнулись на инициативы Департамента образования, прошли лицензирование на программы профессионального обучения и профессиональной подготовки с присвоением квалификаций «медицинский регистратор» и «младшая медицинская сестра по уходу за больными». Это продуктивная идея – наряду с теоретической подготовкой по базовым дисциплинам обучать учеников азам профессиональных медицинских манипуляций, приближая к реалиям будущей профессии.Медицинский колледж №2, как и любой другой медицинский колледж, тесно сотрудничает с учреждениями здравоохранения, имеет сеть баз практик, куда входит более 30 медицинских организаций. Перечень баз практик согласован и утвержден учредителем – Департаментом здравоохранения. В этом государственный подход к подготовке медицинских кадров, позволяющий охватить самые разные типы, виды учреждений, специальности. Ведь чем шире спектр ознакомления студентов с действующей современной медицинской инфраструктурой, тем выше готовность будущих специалистов к применению своих компетенций. Безусловно, соблюдаются принципы территориальной целесообразности, сохранения исторических традиций многолетнего сотрудничества. Новые требования не ломают прежних устоев, а гибко встраиваются в новые реалии жизни. Девиз медицинского колледжа №2 сложился на союзе педагогической и медицинской традиций: «Сохраняем традиции и внедряем инновации во имя милосердия!»Да, в подготовке кадров для медицинской отрасли особенно важно сохранение преемственности – разрушение связи поколений просто недопустимо, ведь профессия медсестры передается из рук в руки. Именно опытность и многократность формирования навыка означает профессионализм, который у медицинской сестры должен быть отточен до автоматизма, применим в любой ситуации оказания помощи пациенту на высоком профессиональном уровне. Постоянство профессиональных связей заложено внутри самой системы здравоохранения. Какие бы новые современные механизмы не внедрялись, устойчивость обеспечивается наличием преемственности и главного условия – правильно организованного наставничества. Идеология сопровождающего наставничества – характерный признак подготовки медсестер. Показательный пример системы наставничества и в целом системы профессионализации студентов – будущих медработников отражен в сотрудничестве колледжа со Станцией скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова Департамента здравоохранения города Москвы. Заместитель главного врача по работе со средним медицинским персоналом Ольга Логвинова инициировала новую систему профориентации и профессионализации студентов медицинских колледжей. Двери станции открыты студентам, впрочем, как и все сотрудники открыты общению и сотрудничеству. Сфера неотложной помощи пациенту особая, и люди здесь подобраны особые – спешащие на помощь, готовые к рискам, состраданию. Коллектив станции скорой помощи активно сотрудничает с медицинскими колледжами, потому что здесь очень нужны молодые грамотные специалисты, готовые профессионально расти и развиваться. Погружение в медицинские профессии начинается для первокурсников на экскурсиях на Станцию скорой и неотложной медицинской помощи имени А.С.Пучкова. Эти профессиональные экскурсии позволяют погрузиться в атмосферу деятельности станции скорой помощи, прочувствовать энергию особого содружества и братства врачей и фельдшеров «скорой помощи» – ангелов экстренной помощи человеку. Станция «скорой помощи» как база практики для студентов – это почти миссия профессионального отбора. Сирена скорой помощи, неотложная помощь больному, быстрая транспортировка в медицинские организации – в этой цепочке заключен запрос на отточенность профессиональных навыков, умения общаться, принимать решения, осуществлять все манипуляции в условиях минимального времени.Сегодня процесс профессиональной подготовки медицинских сестер синхронизирован с действующей материально-технической базой медучреждений: все медицинское оборудование, включая симуляционное – идентично действующему в реальной практике больниц и поликлиник. Более того, учреждения здравоохранения как потенциальные работодатели активно участвуют в образовательном процессе, задавая векторы развития содержания образования и требований к качеству и результатам подготовки кадров. Главные медицинские сестры медицинских организаций государственной системы здравоохранения Москвы являются членами квалификационных комиссий, участвуют в проведении государственной итоговой аттестации, помогают в определении тематики выпускных квалификационных работ. Потребности современной системы здравоохранения обсуждаются на круглых столах с участием главных сестер, работающих под руководством Татьяны Амплеевой – главного внештатного специалиста по управлению сестринской деятельностью Департамента здравоохранения Москвы. Так, к примеру, сегодня существует потребность в разработке обучающих материалов для пациентов по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний, информирования в вопросах, касающихся научно обоснованных и клинически проверенных методов лечения. Это связано в том числе и с необходимостью формирования критичного отношения у пациентов к информации с позиций доказательной медицины. Мир Интернета огромен, зачастую информация в сфере здоровья человека, медицины, методов лечения требует критичного отношения. Взаимодействие врача, медицинской сестры и пациента должно стать основой эффективного лечения человека.Современная подготовка профессиональных кадров в медицинских колледжах осуществляется в условиях изменения облика городской инфраструктуры здравоохранения. В 2016 году в Москве введен московский стандарт поликлиники. Как отражен московский стандарт поликлиники в содержании профессиональной подготовки медсестер и фельдшеров?- Департамент здравоохранения большое внимание уделяет развитию системы среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, – отмечает Тарасова. – Именно наши студенты – кадровый ресурс ближайшего будущего, сегодня вовлекаются в жизнь городской системы здравоохранения и выступают активными носителями информации о здоровье и ценностях здорового образа жизни. Студенты медицинских колледжей принимают участие и помощь в акциях «Защитись от гриппа – сделай прививку!», майских акциях против курения, марафонах здоровья. Студентам нашего колледжа особенно запомнился флешмоб «Утренняя зарядка для москвичей», прошедший в Международный день здоровья 7 апреля на Тверской площади. Заряд бодрости получили не только студенты, но и все участники флешмоба! Государственная система здравоохранения развивается очень динамично: внедрен московский стандарт поликлиники, формируется корпоративная культура медицинских организаций, появляются новые должности для медицинских сестер, ведутся циклы тренингов профессионального общения и командообразования. Медицинский колледж содержательно и методически включает все вызовы современности как реперные точки в профессиональные модули, методические материалы и тематику дипломных работ. Мы учим наших студентов быть полноправными членами медицинской команды, работать с полной отдачей, заботиться о здоровье, лечить, обучать, просвещать, помогать каждому пациенту.Наше знакомство с медицинским колледжем №2 завершилось на крыльце колледжа. Мы еще долго говорили о новых задачах профессиональной подготовки и миссии медсестры во все времена – видеть человека и оказывать ему помощь. Утопающий в цветах дворик колледжа освещался ярким сентябрьским солнцем. Выйдя из калитки, обернувшись на красивый ландшафт, меня осенила ясность понимания формулы милосердия. Медицинский колледж №2, расположенный вблизи ВДНХ, приютившийся между взметнувшимися ввысь зданиями гостиницы «Космос» и музея космонавтики, оказался на орбите per aspera ad astra – через тернии к галактике под названием медицина. Ярким убранством солнечного золота на меня смотрели астры – золотые астры милосердия, путь к которым тернист и труден. А золотое дело милосердия возделывается ежедневным трудом педагогов медицинских колледжей.
Комментарии