Недавно я раскрыл Большую книгу мудрых мыслей. Как будто бы случайно это оказалась глава «Учитель и школа». Когда я прочел ее, то мне стало немного грустно. Мы обижаемся на государство, что оно недооценивает образование и педагогов (чего только стоит подарок к Году учителя в виде сериала «Школа»). Ну а мудрецы, мудрецы всех времен и народов – и ни одной светлой мудрости об учителе во всей главе.
Досье «УГ»Информация к сведениюКоллегия Зеленоградского окружного управления образования утвердила план мероприятий по проведению Года учителя в Зеленоградском учебном округе в 2010 году.Окружной план выстроен таким образом, чтобы базовой площадкой проведения мероприятий стали каждое образовательное учреждение округа и его педагогический коллектив. Планы мероприятий по проведению Года учителя также будут разработаны и во всех образовательных учреждениях округа.План мероприятий составлен с учетом преемственности: от образовательных учреждений и педагогических коллективов к окружным и городским площадкам. Все мероприятия согласуются с планом основных мероприятий по проведению Года учителя в Российской Федерации. Предполагается участие педагогов округа в акциях, намеченных в федеральном и городском планах, предусмотрено проведение их окружных этапов.План представлен в шести тематических разделах.Первый раздел содержит мероприятия, посвященные открытию Года учителя и профессиональным праздникам.Во втором разделе запланированы теле- и радиопередачи, публикации в СМИ, торжественные публичные церемонии вручения наград, чествование ветеранов педагогического труда и педагогических династий, а также мероприятия, направленные на популяризацию педагогической профессии средствами интернет-технологий. На сайте окружного управления образования открыт раздел «Галерея лучших педагогов округа», запланировано проведение конкурсов сайтов не только образовательных учреждений, но и личных сайтов педагогов. Состоятся целевые интернет-акции и интернет-конференции.Третий раздел объединяет мероприятия, способствующие профессиональному развитию московского учителя: предусмотрено проведение различных тематических конференций, «круглых столов» и мастер-классов. Особое внимание будет уделено психолого-педагогическим аспектам работы учителя.В раздел «Педагогическая общественность – столице» включены благотворительные и гуманитарные акции с участием педагогов, а также мероприятия, проводимые совместно с родительской общественностью, профсоюзным активом. Наряду с уже зарекомендовавшими себя формами участия общественности в жизни школы будут активно развиваться новые формы, например открытые уроки для родителей, которые в 2010 году должны войти в практику работы каждого образовательного учреждения. Среди мероприятий, направленных на развитие взаимодействия с общественностью, предусмотрены публичные отчеты руководителей образовательных учреждений и победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование», а также развитие института общественной экспертизы управленческих решений.Пятый раздел включает мероприятия для ветеранов педагогического труда и ветеранов боевых действий, посвященные 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Это все, что связано с организацией отдыха и оздоровления педагогических работников и членов их семей, ветеранов педагогического труда, обеспечением их досуга. В этом разделе также организация правового консультирования и психологической помощи педагогическим работникам совместно с территориальной организацией профсоюза. Окружному методическому центру предстоит развивать новые подходы развития системного методического сопровождения института наставничества, предложенного на коллегии Департамента образования города Москвы.В шестом разделе запланированы мероприятия по обеспечению условий для всестороннего творческого развития педагогических работников, укрепления их здоровья, организации отдыха и оздоровления ветеранов педагогического труда. Среди этих мероприятий – окружная спартакиада среди педагогов.Тематический раздел, посвященный Году учителя: http://www.zou.ru/gu2010.php
Вот самые безобидные из них:
«Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». (Сенека)
«Если бы небо услышало молитвы детей, то на свете не осталось бы ни одного живого учителя». (Персидская мудрость)
«Образование – верный путь к благосостоянию, но мало какой школьный учитель служит тому доказательством».
«Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа».
Простим мудрецам их язвительное остроумие, потому что по долгу своей профессии мы просто обязаны быть последними, кто разучится прощать.
А все-таки каким же должен быть современный учитель? Каковы его главные ценности, приоритеты и личностные качества? А давайте выберем неожиданный ракурс для размышления об этом. Попробуем представить в качестве учителя известную, авторитетную, любимую народом личность. Выделим главное достоинство этой личности и примерим его к образу современного учителя. Я расположил примеряемые достоинства по нарастающей – самое главное качество современного учителя, по моему мнению, пусть прозвучит последним.
Откроет галерею любимых народом личностей Джанни Родари. В своих сказках по телефону он спрятался за образом синьора Бьянки из городка Варезе. Будучи представителем торговой фирмы по продаже лекарств, он каждую неделю шесть дней из семи колесил по всей Италии. Но у него, конечно же, была дочь, которая ни за что не могла уснуть, пока папа ей перед сном не расскажет сказку. Где бы синьор Бьянки ни находился, он каждый вечер в девять часов звонил домой и рассказывал дочурке новую сказку. Скажем по секрету, что эти сказки ждали и с удовольствием слушали телефонистки всей Италии.
Что главное я усматриваю у синиора Бьянки? Каждый день в девять часов новая сочиненная им сказка. Творчество каждый день. И если сегодня я не сподвигнусь на творчество, значит, пусть даже одному ребенку, пусть где-то в итальянской провинции, будет чуточку больно. А если я учитель, то этого не допущу и сотворю, даже если не будет вдохновения. Не будет – так пусть появится, потому что на страже будет стоять любовь к детям вообще и к конкретному ребенку в частности.
Далее в нашей галерее барон Мюнхгаузен. Янковско-Горинско-Захаровский. Давайте вспомним сцену развода четы Мюнхгаузенов.
– Барон, под бракоразводным письмом вы поставили дату: 1779 год, 32 мая. Вы, наверное, ошиблись?
– Нет! 32 мая. Этот день – мое открытие. Однажды я задумался: а точно ли в году 365 дней и 6 часов? Оказалось, что это не так. В обычном году 365 дней 6 часов и еще 3 секунды. Вам это может подтвердить любой астроном – достаточно подняться к звездам с хронометром в руках. 3 секунды неучтенного времени! За годы эти секунды складываются в минуты, за столетие – в часы, и вот за время существования нашего города нам натикало лишний день – 32 мая. Ну не идиоты же мы, чтоб отказываться от лишнего дня в году. Все-таки лишний день весны! Еще один восход, еще один закат.
Вы знаете, от барона Мюнхгаузена я подарил бы сегодняшнему учителю непоколебимую веру в чудеса. Ведь барон их находил там, где другие многократно проходили мимо. Все мы видели болото, лошадь и копну волос, но только Мюнхгаузен догадался вытащить из болота себя вместе с лошадью, да еще за волосы. Он ведь попытался это сделать, а мы в большинстве своем пытаться не будем, да еще посмеемся над такими, как он. Но у таких учителей, как Мюнхгаузен, чаще всего учатся будущие Эйнштейны, Королевы, Чайковские и Пушкины. Конечно, трудно представить в школе весь педагогический коллектив, сплошь состоящий из Мюнхгаузенов. Дай бог, если таковым окажется хотя бы один. Но сбережем ли мы его или вытолкаем из храма знаний, чтобы не чудил и не забегал вперед паровоза?
У меня есть два объяснения, почему в сериале «Школа» показаны такие, мягко говоря, серые, безликие учителя. Первая причина драматургическая: чтобы прописать такой образ, как Илья Семенович из фильма «Доживем до понедельника», надо быть великим драматургом, а у сценаристов нашумевшего сериала талант такого масштаба прорежется, по всей видимости, только в будущем. А вторая причина: в центр художественного произведения можно поставить только противоречивый образ, но много ли противоречивых, неудобных (в том числе и талантливых) учителей сохраняет наша школа? Признаемся: Мюнхгаузены нам сегодня чаще всего не по силам.
А что если в галерею любимых образов поставить Остапа Бендера?«Отрицательный герой», – скажете вы. «Да, но любимый – и педагогами, и детьми». – «Ну и что же за достоинство у него, которое может подойти современному учителю?» – «Предприимчивость».
Очень сегодняшнее качество. Ничего лишнего, все ради одной цели, и в конце концов безостановочное движение к результату. Разве мы не должны нашим ученикам преподать на личном примере такие уроки целеустремленности? И все это с юмором, артистизмом и несомненным талантом. Конечно, такой учитель, как Бендер, лучше подготовит учеников к ЕГЭ, чем к сочинению, а разве во всех смыслах у нас уже не идет бендеризация образования?.. Мы только что вернулись с выездной трехдневной учебы в загородном учебном центре «Поведники», где готовили шесть молодых и десять опытных учителей к окружным финалам – лучших учителей Восточного округа столицы. По моему мнению, из шестнадцати финалистов как минимум восемь показались мне носителями ярко выраженных позитивных качеств Остапа Бендера. Думаю, что отчасти это им также помогло войти в число лучших в округе.
Следующим в ряду уважаемых и любимых авторитетов, среди носителей ценных качеств упомяну Гуса Хиддинка, футбольного тренера сборной России. Несмотря на поражение от сборной Словении, которое не позволило нам в очередной раз поехать на чемпионат мира по футболу, нельзя не признать многоталантливость этого человека. За полтора часа матча с голландцами на чемпионате Европы прошлым летом он вздыбил всю Россию. Он чуть не возвел футбол до уровня национальной идеи. Талантливый в какой-либо сфере деятельности человек способен нас удивить, а многоталантливый – вздыбить. А какие же такие таланты у Хиддинка? Профессиональный в своем деле, организаторский, стратегический, политический и… человеческий. А какими талантами должен владеть современный учитель? Да теми же! Только еще раз скажу – не способностями, а талантами. Мы таких педагогов знаем. Они могут вздыбить класс и даже школу. А вот чтобы округ, город или страну… Это пусть останется для завтрашнего дня образования.
Говоря об известных и любимых всеми людях и образах, мне очень трудно пройти мимо булгаковского Иешуа Га-Ноцри. Помните его диалог с Понтием Пилатом?
– А теперь скажи мне, Га-Ноцри, что это ты все время употребляешь слова «добрые люди»? Ты всех, что ли, так называешь?
– Всех.
– В какой-нибудь из греческих книг ты прочел об этом?
– Нет, я своим умом дошел до этого.
– А вот, например, кентурион Марк, который только что избил тебя, он добрый?
– Да. Он, правда, несчастливый человек… Вот если бы с ним поговорить, я уверен, что он резко изменился бы.
– Итак, Марк Крысобой, холодный и убежденный палач, люди, которые тебя били за твои проповеди, разбойники Дисмас и Гестас, убившие со своими прислужниками четырех солдат, и, наконец, грязный предатель Иуда – все они добрые люди?
– И настанет царство истины?
– Настанет, игемон…
Итак, все люди, а значит, и дети – добрые. Все просто. Любить надо всех детей. Не только отличников и послушных, но и тех, казалось бы, невыносимых из сериалов и жизни. А что, и маленького Гитлера надо было любить? Так ведь любили же, наверное, в школе, а вырос тиран. Так что, напрасно любили? Нет. Просто так звезды сошлись. Напрасной любви, тем более к детям, не бывает. И мы все это понимаем. Вот только не всегда получается. У Га-Ноцри тоже не получилось, но о таком педагоге, как он или князь Мышкин, с их вселенской верой в добро и людей, школа мечтала и будет мечтать всегда.
Я сказал неправду, что в Большой книге мудрых мыслей не было ни одного позитивного высказывания о педагогах. Одно было, и я его приведу, потому что сейчас хочу перейти к главному, на мой взгляд, качеству современного учителя.
Итак: «Многому я научился у своих наставников, еще больше – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников».
Возвыситься до обучения у своих учеников – вот самая трудная и победоносная задача сегодняшнего учителя.
А чему у них учиться? А что они знают такого, чего не знаем мы? Не много ли чести? Ведь носы задерут и на голову сядут? Не перегибаем ли мы палку?
Лучше всех на эти вопросы ответил Летчику Маленький принц:
– Звезды очень красивые, потому что где-то там есть цветок, хотя его и не видно…
– Да, конечно.
– И пустыня красивая… Знаешь, Летчик, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.
– Да, малыш. Самое прекрасное то, чего не увидишь глазами.
– На твоей планете люди выращивают в одном саду тысячу роз… И не находят того, что ищут…
– Не находят.
– А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе… Но глаза слепы. Искать надо сердцем.
– Ты прав, малыш…
Так как же можно учиться у детей? А что если: Смотреть… Слушать… Слышать… Любить… И много думать… Очень много думать.
Мимо промчался скорый поезд, и Маленький принц спросил у стрелочника:
– Как спешат люди в поезде! Чего они ищут?
– А, даже сам машинист этого не знает.
– Им было нехорошо там, где они были прежде?
– Там хорошо, где нас нет.
– А чего хотят люди в поездах?
– Ничего они не хотят. Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
– Да, одни только дети знают, чего они ищут. Они отдают все свои дни тряпичной кукле, и она им становится очень-очень дорога, а если ее у них отнимут, дети плачут.
Вячеслав КОНДРАШОВ, директор ЦО №1927, кандидат педагогических наук
Комментарии