К дистанту, пришедшему в нашу жизнь год назад, педагогическое сообщество, на мой взгляд, оказалось скорее готово, чем нет. Сказался опыт работы с электронным журналом, библиотекой МЭШ, интерактивными панелями и ноутбуками. Это позволило в марте начинать не с нуля. Наши учителя быстро определились с платформами для проведения занятий и начали активно разбираться со всеми возможными опциями. Но это на уроках… А вот проведение внеклассных мероприятий стало отдельным вызовом.
Формат виртуальных экскурсий и просмотра фильмов быстро обнаружил свои недостатки. Минимум взаимодействия детей, слабая эмоциональная отдача. Нам хотелось чего-то более интенсивного, и мы решили попробовать адаптировать те форматы, которые успешно работали в очные времена. Одним из вариантов стала игра «Что? Где? Когда?».
А в конце года Межпредметная ассоциация столичных учителей при поддержке Департамента образования и науки объявила о создании Лиги учителей города Москвы. Уже в первом дистанционном туре приняли участие 167 команд. Значит, формат оказался удачным и вызвал заслуженный интерес.
Первую игру мы проводили в апреле. Часть вопросов взяли из открытой базы, в которой есть удобный фильтр, например вопросы специально для школьников. Часть вопросов мы формулировали самостоятельно, работая с информацией из открытых источников.
Приглашения мы отправили в два класса из среднего звена, и у нас набралось две команды по 6 человек. На игру подключались через Zoom. Изначально планировалось задавать вопрос и после этого делить участников на две комнаты с наблюдателем в каждой. Но пробные вопросы показали, что это не слишком удобно.
Не все оперативно переходят в комнату, дети тратят время и в итоге волнуются и сбиваются. Поэтому мы остановились на варианте, при котором команды отвечают на вопросы по очереди.
Одна команда обсуждает вопрос, вторая команда сидит с выключенными микрофонами. В случае неверного ответа первой команды ребята из противоположной команды тоже могут выдвинуть свою версию. Верный ответ оценивается в 1 балл. В итоге такой формат показал себя рабочим. Мы удачно подобрали вопросы и получили интересные рассуждения и правильные ответы. Команды были довольны.
Осенью, опираясь на этот опыт, мы решили повторить игры. Поменялось лишь одно: регистрацию мы объявили через социальные сети школы, записываться могли и ученики, и родители. Из-за этого фактора предстояло более тщательно поработать с содержанием и формулировкой вопросов.
Снова играли две команды, в каждой были участники самого разного возраста – от учеников начальной школы до родителей. Мы решили отойти от вопросов, приближенных к школьной программе, оставив общие вопросы на эрудицию. Это решение оказалось оправданным.
Во время одной из игр мы столкнулись с неприятной ситуацией: за кадром один взрослый подсказывал другому. Для игроков, особенно детей и подростков, это обесценивает сам смысл игры.
Во-первых, пропадает желание играть, потому что видишь, что другие действуют нечестно. Во-вторых, есть вероятность, что в будущем ребята сами будут обманывать, и даже уже не в игре, а, например, на выпускном экзамене. Здесь особенно важно умение педагога четко установить правила и следить за их соблюдением.
И все же дистант дал возможность попробовать новые форматы, до которых вряд ли бы дошли руки в обычной жизни. Кроме того, даже в таких непростых условиях оказалось возможным сохранять эмоциональный контакт с детьми.
Сергей КОНДРАТЕНКО, учитель истории и обществознания школы №1536
Комментарии