Галина НЕФЕДОВА, учитель русского языка и литературы школы №1400: – Я учитель русского языка и литературы, и мне особенно приятно говорить об этом, потому что именно на уроках русского языка и литературы у ребенка формируется способность к самоидентификации, к осознанию себя как части общества, гармоничной личности. Именно на моих уроках (я стремлюсь к этому) ребенок должен постичь основы национальной культуры (по крайней мере захотеть это сделать), приблизиться к пониманию определенных, вечных законов бытия. Это очень сложно, но мне кажется, что сам мой предмет предполагает наличие таких аспектов работы.
Основная моя задача, которую я считаю более осуществимой, – привитие ребенку уважения к родному языку, любви и уважения к родному слову, поскольку слово не просто называет какой-то реальный предмет, слово прежде всего – результат мысли народа и, безусловно, несет в себе информацию о национальной культуре и связано с историей.
Я считаю, что нельзя называть себя патриотом, гражданином и просто сложившимся человеком, если ты не обращаешь внимания на язык, без уважения относясь к лексическому составу языка, к его грамматическому строю и его изобразительному анализу. Почему? Да хотя бы потому, что язык – это и продукт мысли, и средство познания.
Познавая язык, мы познаем душу современного народа. Я в это верю, но нельзя обращать внимание только на родной язык. Ни в коем случае! Любая языковая система так или иначе преобразует окружающую реальность, и потому задача учителя русского языка и литературы заключается и в формировании толерантного уважения к любой культуре. Именно уважения, а не только терпимости.
Я стараюсь преподавать русский язык и литературу в тесной связи с историей и особое внимание обращаю на такой аспект, как наблюдение над словом и текстом. Включение в урок элементов истории языка прежде всего позволяет сформировать у ребенка познавательный интерес, лучше всего это работает в 5-8-х классах. Глубинное осознание культуры невозможно без внимания к языку и его истории. Наконец, нельзя научиться мыслить, не всматриваясь и не вслушиваясь в язык. Язык учит нас думать, поэтому необходимо через язык осознать определенные закономерности человеческого мышления.
Наблюдение за словом и текстом чрезвычайно важно, это создает познавательный интерес у моих учеников, способствует опять-таки формированию целостного представления и о культуре, и о мироздании, и о себе самом. Но, безусловно, в средней школе наблюдение за словом и текстом в основном проводится на уроках русского языка, ибо так мы закладываем основы знаний о языке. Со старшеклассниками в определенном смысле этот разговор проходит на уроках литературы, к 9-11-м классам интеллектуальный уровень учащихся позволяет им осознать язык слова и текста как некую отвлеченность.
Мне нравятся слова Розанова относительно того, что человек – вечный филолог. Действительно, каждый из нас постоянно находится в поиске слова, потому что все мы испытываем потребность в выражении впечатлений от жизни сначала через звук, потом через слово и текст, стремимся поведать миру о том, что мы еще не осознали до конца, но чувствуем, воспринимаем. А потому – внимаем.
В своей работе я стараюсь использовать технику, хотя считаю, что ребенка можно обучить и русскому языку, литературе без применения новых технологий. Но раз уже они есть, все-таки их стоит применять. Это во многом активизирует процесс.
Комментарии