Цель: учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей; они должны понять, что существуют весьма острые проблемы, связанные с защитой прав детей; формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; продолжить развитие умений учащихся читать правовые документы, сравнивать их положения, работать умело с учебником, делать самостоятельные выводы.
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно предоставляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Именно конвенции мы уделяем особое внимание на уроке. Вашу работу на уроке оцениваем по следующим критериям (запись на отдельном плакате): активность, дисциплинированность, быстрота, правильность ответов.
Оборудование:
Раздаточный материал – фрагменты статей из Конвенции о правах ребенка.
Выставка рисунков «Моя семья».
Сменный стенд по теме урока:
выдержки из Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка.
Понятия «декларация» и «конвенция».
Схема «Права ребенка»: обеспечение; защита; участие.
Градусник для измерения «температуры» прав человека в нашей школе. Шкала оценки.
«Корзина» идей, понятий.
Сигнальные карточки у каждого ученика – карточки настроения: + –
Папка-портфель с заданиями для работы в парах.
Литература
Конвенция о правах ребенка.
Декларация прав человека.
Книги по праву.
«Корзина» идей, понятий (крепится аппликация на доске).
В ней будет собрано все то, что учащиеся знают по теме урока «Права ребенка».
1-й этап – каждый ученик выполняет и записывает в тетрадь все, что знает по этой проблеме, – 2 мин.
2-й этап – обмен информацией в парах – 3 мин.
3-й этап – учащиеся называют сведения по кругу, не повторяя ранее сказанного.
Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются на доске – в «корзину» идей, понятий (факты, имена, проблемы, понятия).
Мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей: это Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г., в ней 10 статей, 10 принципов защиты детей).
Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 г., в ней 54 статьи, касающиеся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 мин., но готовился он 10 лет).
На доске таблички с понятиями:
«Декларация» – с латинского «провозглашение».
«Конвенция» – с латинского «соглашение».
Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно предоставляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. Более 130 стран, включая Россию, приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому с юридической точки зрения более значимым документом является Конвенция о правах ребенка. Именно конвенции мы уделяем особое внимание на уроке. Вашу работу на уроке оцениваем по следующим критериям (запись на отдельном плакате): активность, дисциплинированность, быстрота, правильность ответов.
Осмысление.
Работа в парах – с фрагментами Конвенции о правах ребенка (сначала индивидуально – 2 мин., в парах – 3 мин.).
Задания по документам (задание №1).
1. Кого в конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет).
2. Для чего нужна конвенция? (Защита прав ребенка).
3. Какие права приобретает ребенок сразу после рождения? (Право на жизнь, имя, гражданство).
4. Какие права ребенка и родителей в области семейной жизни гарантирует конвенция? (Зачитать ст.9 конвенции).
5. В ст.13 конвенции сказано, что ребенок имеет право выражать свое мнение. Можно ли детские рисунки на конкурсе «Моя семья» считать выражением личного мнения? (Да.)
6. В каких жизненных ситуациях, по определению конвенции, каждый ребенок имеет право на особую защиту? (Ст.19 конвенции).
Все права можно разделить условно на три группы (работа с магнитной доской):
I. Обеспечение – право на имя, гражданство, медицинский уход, забота семьи и др.
II. Защита – от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и др.
III. Участие – свобода речи, мнений, религий, языка.
Работа в парах и индивидуально (задание №2).
Затем одна из пар вызывается к доске и проверяется самостоятельная работа (один ученик пишет на доске, другой отвечает устно).
Работа индивидуально в тетради, затем в парах (задание №3) (4-5 мин.).
Написать кластер «Конвенция о правах ребенка». Трем парам – задание на альбомном листе – кластер «Конвенция о правах ребенка» (итог – защита кластера).
IV. Закрепление – рефлексия.
Учитель (задание №4):
Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить «температуру» прав человека в нашей школе. В тетради подпишите заголовок «Температура прав человека в нашей школе», считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно они применимы к коллективу нашей школы.
Шкала оценки (заранее на доске) (Задание №4):
1 – никогда
2 – редко
3 – часто
4 – всегда.
Вопросы для измерения «температуры» прав человека в школе.
1. В моей школе учащимся обеспечены безопасность и личная неприкосновенность.
2. В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3. Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4. Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5. В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6. Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7. Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8. Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9. Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура – 36 градусов «прав человека». У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36 градусам.
Как вы думаете, от кого зависит «температура» прав человека в школе? (От учащихся, учителей – сотрудничество между ними).
Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права «заканчиваются у кончика вашего носа». Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях. Это и будет вашим домашним заданием.
Домашнее задание.
1. В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.
2. Составьте синквейн со словом «ребенок».
Итог занятия. Беседа с классом.
1. Назовите основные международные документы по правам ребенка?
2. В чем разница конвенции и декларации?
3. Кого в конвенции считают ребенком?
4. Назовите основные права, которые предусмотрены в конвенции?
5. Что нового узнали вы на уроке?
Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право – право знать о своих правах.
Задание №1
Работа с конвенцией (индивидуально, в парах).
Фрагмент 1 из Конвенции о правах ребенка.
Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Фрагмент 2
Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.
Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка… Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случая, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.
Фрагмент 3
Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.
С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка…
Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
Фрагмент 4
Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.
Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые… меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации…
Задание №2
Работа с учебником О.Василенкова «Основы правовых знаний». 7-й кл. М.: 2002 г., стр.77-79.
Выписать в тетрадь: «Три группы прав ребенка»:
А. Обеспечение
Б. Защита
В. Участие.
Один из учащихся в ходе проверки работает с аппликациями на магнитной доске.
Задание №3
Работа индивидуально, затем в парах.
Написать в тетради кластер «Конвенция о правах ребенка».
(итог работы)
Три пары (по желанию) пишут кластер на листах ватмана и защищают свой кластер в течение 2 минут.
Надежда КОЗЛОВА, учитель истории, права школы №28, Вологда
Комментарии