search
main
0

Знать и понимать друг друга

Осенью в рамках реализации совместного проекта городского центра «Дети улиц», Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы и Московского дома национальностей проводилась акция «Толерантный мир». На итоговой конференции были подведены итоги работы, отмечены основные плюсы и пожелания.

Московский дом национальности был создан для того, чтобы люди разной национальности могли встречаться, проводить совместные вечера, своего рода второй дом дружбы. Кристина Волкова возглавляет здесь отдел по работе с молодежью. Организует фестивали, национальные вечера, чтобы молодежь знакомилась с культурой и традициями. Недавно прошел шахматный вечер с участием молодых людей разных национальностей.

Оксана Оленина, директор молодежной организации «Проспект мира», рассказала на конференции об акции «Толерантный мир». Эту идею они воплотили первыми. Цель мероприятия состояла в том, чтобы провести исследование этой проблемы. Ведь Москва – многонациональный город. «Проспект мира» работает именно с ребятами, а не взрослыми людьми, так как межнациональные взаимоотношения у подростков стоят наиболее остро. Самая основная задача программы для детей – создание толерантных отношений в той среде, в которой они общаются, именно поэтому упражнения проходили по полтора – два часа. Сначала ребята скованно себя чувствовали. Первым этапом акции и стало знакомство, коллективные игры. Все были поделены на команды. И вот во время игры барьер между ними рушился. Эта акция прошла по всем округам Москвы. Вторым этапом стала итоговая конференция, театральное представление и награждение всех участников. Проблем в проведении акции было не так много, но без сложностей не обошлось. Компании, из которых собирались ребята, попадались разные. Как взрослые, так и маленькие, как многонациональные, так и не очень. Поэтому приходилось менять программу прямо во время проведения игры.

Юлиана Боброва возглавляет театральный коллектив Армянского союза России. Именно он подготовил театральный спектакль «Шомео и Фрузя», вариант «Ромео и Джульетты». Спектакль выбран не случайно – история любви серой и белой мыши, когда их родители против этого, очень наглядно показывает, что неважно, какого у тебя цвета кожа и волосы. Детям с юмором преподносится национальный вопрос, показывается, что можно жить и общаться с совершенно разными людьми. У них совсем другое мировоззрение, и спектакль должен доступным языком объяснять им этот национальный вопрос в ярких тонах. Театральный коллектив состоит из актеров и студентов разных возрастов и разных национальностей. Они подарили детям не просто радость, житейскую мудрость и поучительный урок, а частичку своей души.

Основная тема конференции называлась «Межнациональные отношения в большом городе», и, естественно, в Москве, как столице многонационального государства, эта проблема стоит наиболее остро. А методов работы как со взрослыми людьми, так и с детьми не так много. В Америке и Германии социальные сотрудники уже успели накопить в этом методический опыт, разработать разные варианты работы и индивидуальные подходы к разным ситуациям. Юрий Кохровский, ведущий конференции, рассказал о межнациональных проблемах в Германии. После войны правительство Берлина пригласило к себе большое количество специалистов из разных регионов Турции, чтобы они помогли восстановить разрушенную страну. И получилось так, что после того, как люди поработали, они остались в стране, принесли свою культуру. Сегодня немцы говорят: мы гостеприимно пригласили турок и хотели даже, чтобы они стали гражданами нашей страны. Но на территории Берлина выходцы из Турции построили кварталы, где живут изолированно. Они не говорят даже по-немецки. В Москве на сегодняшний момент процент приезжих – это 25-30%, и эта цифра растет. И именно с этим связан резкий рост стоимости недвижимости жилья. Дети приезжих чаще всего не адаптированны к обычной московской школе. И на вопрос, есть ли специальные методики, готовы ли учителя работать с детьми с другим языком и культурой, директора школ чаще всего отвечают, что пока они не готовы.

Марина Полисадова работает с несовершеннолетними группами социального риска различных национальностей.

Она рассказала о том, что эта проблема на стыке – группа социального риска и различные национальности. В первую очередь важен объект культуры межнационального общения, потому что дети общаются все вместе, взаимодействуют все вместе, а проявление уважения, толерантности друг к другу очень редко встречается. На сегодняшний момент в Западном округе проводятся мини-исследования внутренние. Организация «Дети улиц» сотрудничает с несколькими московскими вузами, и студенты старших курсов часто пишут курсовые на нашей базе и защищают дипломные работы. И если в 2004 году одна дипломная и одна курсовая были защищены по теме межнационального взаимодействия, то в 2006 году таких работ уже семь. Это значит, что теоретическая научная мысль тоже пытается не отставать от времени, а наоборот, дает базу, теоретическую основу для работы. Также возрастают цифры, связанные и с практической работой. Количество многонациональных детей, которые обращаются за единовременной помощью, с 2004 года возросло на 27%, а количество детей, которые периодически посещают центр «Дети улиц», возросло на 40 процентов. Самое интересное, что количество детей различных национальностей, которые посещают клуб ежедневно, на сегодняшний день на 70 процентов больше, нежели было в 2004 году. И для сотрудников это было неожиданностью, потому что они не были готовы к такому потоку, необходимо было срочно анализировать ситуацию и что-то делать. Сегодня есть три основные проблемы. Во-первых, дети действительно стремятся к общению друг с другом, к взаимодействию в группе, но, к сожалению, те разногласия, которые есть сейчас в государстве вообще между различными народами и нациями, не проходят даром и для детей. Стереотипы, которые складываются во взрослой среде, очень быстро перекидываются на детское взаимоотношение в группе. Сейчас адаптация ребенка, который приехал в Москву, происходит сама по себе. А ему сложно социализироваться, привыкнуть к новой жизни, новым законам, и именно по этой причине часто происходят правонарушения. Причем очень часто дети совершают правонарушения именно из-за отсутствия информированности, от того, что у них мало знаний о новой среде, в которую они попали. И третья проблема – школьные специалисты пока почти не готовы работать с приезжими. Ведь психолог должен сам владеть информацией, быть культурно подкованным, знать обычаи, традиции стран, традиции народного семейного воспитания.

Социальный педагог центра «Дети улиц» рассказал о том, как устраивались игры для детей, благодаря которым они раскрепостились, стали общительнее друг с другом. Но, по его словам, говорить о результатах пока рано.

В школе №281 учатся представители 24 национальностей. Безусловно, возникают конфликты, и задача специалистов сглаживать их. С прошлого года в школе запустили новую программу, где ребенок познает мир в первую очередь через творчество. Представители всех национальностей готовят сказки, песни. Проходят и всевозможные тренинги, в первую очередь началось воспитание педагогического коллектива, а для этого связались с институтом толерантности.

Чем ценна эта конференция? После нее у участников появилась уверенность, что они идут в правильном направлении, что то, чем они занимаются, – нужно людям.

Аня ЛАВРОВА, студентка МГУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте