Как создание музея меняет жизнь школы
Двери Юлдузской средней общеобразовательной школы впервые распахнулись перед учащимися 1 сентября 1992 года. Школьный музей «Наши истоки» открылся в стенах образовательной организации 18 мая 2012 года.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает развить в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.
Ребенок, подросток, который будет знать историю своих поселка, города, памятников архитектуры, быт предков, никогда не совершит акт вандализма. Он просто будет знать цену святому.
Экспонаты музея – предметы быта, используемые для приготовления хлеба, масла, фотографии, письма, документы, книги, альбомы – это ценный материал, который широко используется на уроках истории, географии, литературы, физики и во внеклассной воспитательной работе.
Экскурсии в музее проводят ученики 9-11‑х классов. Работает совет музея. Музей является центром общественности, примером гражданского общества не только в нашей школе, но и в поселке Юлдуз. Проект деятельности школьного музея открытый. Это позволяет его дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать. Создание данного проекта вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы в школе, поэтому она представляет собой часть общей школьной программы воспитания.
До 2012 года в поселке музея не было. Для его создания потребовались изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо было создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному поселку. Создание музея – длительный процесс, требующий системного научного подхода. Работу начали с изучения краеведческой литературы, в том числе и мемуарной. Затем был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.
Для того чтобы музей жил, необходимы учителя-предметники, классные руководители, учащиеся и родители. Чтобы музей стал местом притяжения для школьников, хороши разные средства – это и урок в школьном музее, и посещение других музеев, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга и т. д.), краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного края, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формированию национального самосознания.
Далее была организована поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов руководитель музея наметила основные направления его деятельности. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегирования полномочий между членами поисковой группы создали совет музея, который ежегодно обновляется. В состав совета музея избираются председатель совета музея и его заместители, совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание совета. Совет делится на секции – поисковую, экспозиционную, массовой работы, секции учета и хранения.
Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного поселка происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать малую родину, дети создают коллектив, он сплачивается на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, совет музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», места своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи, создает условия для творческой самореализации каждого ученика.
Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются, проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.
Ежегодным итогом работы по проекту становится проведение фестиваля «Шенталинские чтения».
Таким образом, в школе достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся. С помощью создания музея, пополнения и обновления экспозиций удалось развить у учащихся интерес к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развить самоуправление в процессе работы проекта, установить контакт с архивами, музеями, научными центрами, привлечь к проекту ученых, родителей учащихся, общественность, укрепить связи между школой и родителями.
Результаты проекта отслеживаются классными руководителями, учителями, руководителем музея через фестиваль «Шенталинские чтения» (он приобрел статус зонального), ведение книги отзывов, творческие отчеты, презентации проектных, исследовательских работ на различном уровне, фотовыставки, аудио- и видеозаписи на чистопольском телевидении.
Альмира ШАРИФУЛЛИНА, руководитель музея, учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Юлдузская средняя общеобразовательная школа», Чистопольский район, Республика Татарстан, фото автора
Комментарии