search
main
0

Знанию общества – троечка с плюсом. В Петербурге обсуждали, как науку о жизни привязать к самой жизни

В залах Президентской библиотеки (бывшее здание Сената и Синода), где когда-то заседали законотворцы России, очень уместно выглядели дискуссионные площадки IV Всероссийского съезда учителей права и обществознания, который состоялся в рамках VI Петербургского международного юридического форума. Повод для собрания был серьезный – обсуждение проекта концепции преподавания обществознания в России. Может, поэтому эмоциональный градус обсуждения, когда дело дошло до выступлений участников, заметно повысился. Впрочем, как заметила руководящая процедурой обсуждения первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк, если бы все было просто, то данный нормативный документ создали бы в недрах ведомства и назначили к исполнению.

Решение о разработке концепции было принято на прошлом съезде учителей права и обществознания. И это абсолютно обоснованно, так как ценность предмета «Обществознание» трудно оспорить. Именно в рамках этого предмета формируются основы гражданской идентичности, понимание и осознание человека как личности, основы взаимодействия с обществом, государством, природой, основы правовых знаний, финансовой грамотности и т. д.Как считает председатель Ассоциации учителей права, советник Президента РФ по правовым вопросам, сопредседатель Ассоциации юристов Вениамин Яковлев, своевременность создания концепции в том, что сегодня резко повышается роль права. В советское время право не могло иметь такого значения, как сейчас, потому что основная собственность принадлежала одному субъекту – государству. Право советского человека распространялось только на предметы личного потребления. Сегодня другая страна и другие возможности.Важность обращения к данной теме подчеркивает и то, что рабочую группу, призванную разработать концепцию, возглавил председатель Госдумы Федерального Собрания РФ Сергей Нарышкин. В состав рабочей группы вошли видные ученые, политологи, юристы, лучшие учителя страны.Как призналась Наталья Третьяк, встречи членов рабочей группы проходили в жаркой атмосфере дебатов. Из наиболее дискуссионных вопросов, которые возникли сразу же, выделились следующие: с какого возраста нужно преподавать обществознание? Какова структура курса «Обществознание»? Какие направления должны в него входить и как правильно распределить их по годам и по возрастным группам? Какой системе преподавания отдать преимущество: концентрической или линейной? Так же бурно обсуждалось выделение в курсе «Обществознание» отдельных предметов «Право» и «Экономика» для старшеклассников.Следует отметить, что, проанализировав современный уровень и качество преподавания обществознания, эксперты поставили «3+». На их взгляд, сегодня предмет не является практико-ориентированным, затеоретизирован, весьма поверхностен, с содержательными неточностями, с устаревшими формами подачи материала и т. д.Авторы концепции предлагают изучать обществознание с 7-го по 11-й класс с помощью системы модулей, причем в 11-м классе основное внимание нужно уделить современным вопросам, проблемам и перспективам российского государства и общества.В 9-м и 10-м классах, по мнению экспертов, необходимо обязательное выполнение проектов по обществознанию, при этом результат, полученный при защите проекта, будет учитываться в итоговом балле ОГЭ или ЕГЭ.Что касается тем, то в линейке авторов концепции они распределились так: «Человек в обществе, социальные отношения» (7-й класс), «Духовная сфера и познание» (8-й класс), «Экономика и основы финансовой грамотности» (9-й класс), «Политическая и правовая сферы, конституционные основы РФ» (10-й класс), «Развитие общества и государства на современном этапе» (11-й класс).Для широкого обсуждения проект концепции будет открыт на сайтах Минобрнауки РФ, Ассоциации учителей права и Ассоциации юристов России с 1 июня. До сентября 2016 года каждый волен высказать свое мнение, в том числе дети и родители. Несмотря на то что концепцию планируется принять к началу нового учебного года, если по итогам обсуждения потребуется серьезная переработка документа, то, как пообещала Наталья Третьяк, разработчики вновь возьмутся за дело.МненияИгорь КАРАЧЕВЦЕВ, директор гимназии №166, победитель конкурса «Учитель года России-2003», Санкт-Петербург:- Думаю, что для обсуждения концепции дано слишком мало времени. Нужен как минимум один год. Кроме того, время уйдет и на разработку, и на апробацию учебников. Хотя если в обществознании останется концентрическая модель преподавания, то кардинальных изменений не потребуется. Другое дело, если преподавание обществознания начнется с 7-го класса, то тогда многое нужно менять: структуру, содержание и учебники.Я согласен с тем, что есть учебники по обществознанию, которые совершенно не помогают ни учителю, ни детям. Учебник должен сочетать учебную и воспитательную функции. Что касается практико-ориентированности учебников, то она будет меняться в зависимости от политической и экономической ситуации в стране, в мире. Практика нужна не столько для усвоения знаний, сколько для выработки определенных умений, например, работать в команде, презентовать продукт и т. д.Конечно, преподавание обществознания возможно с 7-го по 10-й класс, но с тем прицелом, чтобы высвободившийся час отдать истории, и в 11-м классе изучать курс «Россия в мире», где будет некий симбиоз истории и обществознания, где есть элементы политологии, культурологии, географии, социологии, философии.Наталья ТАНЬШИНА, учитель истории и обществознания Плехановской школы Грязинского района, Липецкая область:- Вопрос разработки концепции волнует всех учителей страны, потому что от этого зависит, как будет выглядеть курс обществознания в ближайшей перспективе. На мой взгляд, за долгие годы существования курса сложился взвешенный подход к его преподаванию. Интегративный характер курса позволяет дать ребенку представление о процессах, явлениях и закономерностях их развития, а не просто получать теоретические знания, которые, как кажется, оторваны от жизни и не известно, для чего нужны. Без этих знаний понимание человеком современной жизни невозможно.Я уверена, что нужно сохранить изучение курса с 5-го по 11-й класс, сохранить концентрическую систему, потому что в системе школьного обществоведческого образования не происходит механического повторения одних и тех же тем и понятий. Если мы в 6-м классе изучаем признаки государства, то в 9-м классе мы изучаем формы государства, а в 10-11-м классах теорию и сущность государства и права как социальных институтов. Разве это повторение? Это совершенно разный уровень теоретической информации, который соответствует возрастным и психологическим особенностям личности. Происходит постоянное наслоение и усложнение материала.Нельзя свести изучение обществознания только к модулям. Личность многогранна, и мы не можем формировать правовые знания отдельно, нравственные начала – отдельно, экономические знания – отдельно. Нужен интегративный характер, потому что в этом предмете слишком много мировоззренческих представлений.Кроме того, авторами концепции в 8-м классе предлагается модуль «Духовная сфера, познание». Это сложные философские темы. В этом возрасте ребенку в силу физиологических процессов, которые происходят в организме, эти темы будут неинтересны. Кроме того, в 14-летнем возрасте он получает паспорт, и значит, это время, когда наступает уголовная ответственность за отдельные виды преступлений. Не знать об этом ребенок просто не может, а надеяться на то, что об этом ему расскажет на классном часе классный руководитель, не следует. Поэтому, на мой взгляд, экономический блок, который сейчас изучается в 8-м классе, вполне логичен.Лариса АЛЕКСЕЕВА, учитель истории и обществознания гимназии №122 имени Ж.А.Зайцевой, Казань, Республика Татарстан:- Я убеждена, что в 5-м классе нужна пропедевтика обществознания. Дети не умеют формулировать собственную позицию, а этот предмет помогает сформировать точку зрения на общественные процессы. Здесь ребенок может использовать свой пусть маленький, но социальный опыт.Учебники сегодня, к слову, вполне адаптированные. Например, ребенок знакомится с системой образования на примере своей школы, есть тема «Семья», есть тема «Правовые вопросы». По крайней мере, изучив их, ребята понимают, что право – это то, что могу делать, а обязанность – это то, что должен делать. И право с обязанностью взаимосвязаны. В рамках курса дети знакомятся с государственной символикой, и здесь уместно применять игровые формы. К примеру, каждый должен создать герб своей семьи.Кроме того, в процессе знакомства со всеми этими понятиями они узнают, что правила есть в семье и правовые нормы есть в государстве. Эти нормы и правила должны не противоречить друг другу и соблюдаться.Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте