search
main
0

Знания vs смысл

​Я никогда не хотела быть учителем. В моем представлении школа всегда была обязательством, принуждением. Ранний подъем, расписание, звонки, домашнее задание, школьная форма… Мы не принимаем решение о том, стоит ли нам, хочется ли нам ходить в школу. Нам просто нужно туда ходить. На вопрос «Зачем?» эхом в ушах отзывается строгий, не терпящий возражения родительский голос: «За знаниями!»

Обучению посвящено как минимум 9 лет жизни человека, для большинства – в среднем 15. Солидный срок сознательной жизни. Напрашивается вопрос: цель и смысл для человека – быть всезнающим? Точнее, знать не все, а… что-то. Что-то, что поможет сдать экзамены и избавиться наконец от этой каждодневной рутины. А как потом жить дальше? Без будильников, графиков, отметок… Жизнь – привычка. Замкнутый круг.

Получение знаний необходимо, бесспорно. Но как насчет того, чтобы быть в школе еще и счастливым, например? Свободным, радостным, улыбчивым? Получать удовольствие от каждого дня, жить полной жизнью? Чтобы ранний подъем не вызывал чувства ненависти к будильнику, контрольные работы – страха и волнения, домашние задания – усталости и угрюмости.

Мысль о том, что я буду учителем, вселяющим страх, ужас и знания, которые помогают пройти государственную итоговую аттестацию, претила мне всегда.

Вызовы времени

Одной из задач, стоящих перед педагогом, является подготовка выпускника к… Меня всегда волновало: а готов ли выпускник традиционной школы к миру, который ждет его за ее стенами? Умеет ли он применять знания на практике, может ли он быть гибким, анализировать ситуации, реагировать на изменения, происходящие во внешней среде? Признаюсь честно: окончив школу с золотой медалью, я была не готова.

Сабина Сагуева

Этими вопросами задалась педагогическая общественность. Поиск ответов на них отразился на современной школе, которая значительно отличается от ее классического представления. Результатом на сегодняшний день стали различные образовательные проекты, направленные на приведение процесса обучения в соответствие с современными трендами: диджитализацией, геймификацией, развитием компетенций hard и soft, смещением акцента в сторону креативности, принципом thinking outside the box.

Например, революционным в сфере образования стал проект «Московская электронная школа». Электронный дневник, интерактивная панель, библиотека МЭШ и другие ресурсы проекта перевели процесс обучения на совершенно новый уровень и значительно упростили организацию учебной деятельности для всех участников образовательного процесса.

Трансформации подлежало обучение на уровне среднего общего образования: содержание профильного обучения и предпрофессиональные классы. Теперь по окончании 9‑го класса обучающийся, определив свои сильные стороны, предпочтения, может сфокусироваться на списке определенных предметов, необходимых ему для выстраивания своей будущей профессиональной траектории. Технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический профили, педагогический, инженерный, медицинский, ИТ- классы… Как бы и мне хотелось почувствовать себя Гарри Поттером, надевающим распределительную шляпу! Столько возможностей! Каждая раскрывает личность с совершенно новой стороны! Осознанный выбор!

Большинство московских школ перешло на предметно-поточную систему, что позволяет школьникам обучаться в удобном для них темпе, определяющем уровень требований и материала в соответствии с индивидуальными способностями. По предмету разрабатываются учебные программы разного уровня (углубленные и базовые), что позволяет учителю ориентироваться на склонности, особенности и интересы каждого ученика. Занятия в группах одновременно ведут разные учителя по разноуровневым программам.

И все-таки, например, с представлением о том, что все, что преподают в школе, «в жизни мне не пригодится», необходимо что-то делать! Формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций, необходимых выпускнику XXI века для получения полной картины мира, не может происходить по расписанию, от звонка до звонка, по отдельным предметам…

Претерпевают изменения традиционные уроки: в дополнение к ним реализуются междисциплинарные занятия. Например, тему «Борис Годунов» в 7‑м классе проходят одновременно по истории, музыке, литературе. Это позволяет ребенку получить полное представление о теме и приобрести метапредметные умения: научиться работать с таблицами, графическими изображениями, анализировать текст.

Школа трансформируется каждый день, не теряя лучших традиций, становится современной, практико-ориентированной… Я поняла, что хочу быть причастна к изменениям, которые происходят. Потому что это важно! По окончании школы мне, как выпускнику, было это необходимо! И, окончив экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова и факультет международной журналистики МГИМО, я решила, что вернусь в школу.

Молодой педагог

Многое изменилось, не заметить этого невозможно. Но в восприятии детей учебные предметы остаются «нужными» и «ненужными», уроки – принуждением, контрольные – неоправданными испытаниями, отметки – измерителем самооценки, ОГЭ и ЕГЭ – концом света…

Перед тем как прийти на первое в своей жизни занятие с детьми, я задумалась о том, что доставляло мне радость в детстве, заставляло меня улыбаться, делало меня счастливой, вдохновляло, согревало, дарило ощущение комфорта. Ответ не заставил себя долго ждать: мультики. Серьезно! Муль-ти-ки! Герои, истории, диалоги, приключения!

И я решила: «А что, если я буду писать сценарии для мультфильмов?» Точнее… Мы могли бы писать их вместе! Делиться историями, героями, легендами, вдохновлять, смешить, закладывать смыслы, искать их и находить огромное множество…

Сделать из занятия мультфильм сейчас несложно: помогают ресурсы МЭШ, обучение в рамках проектов предпрофессиональных классов и профилей, городские образовательные проекты, такие как «Субботы московского школьника», «Профессиональное обучение без границ», «Учебный день в музее», соревнования, олимпиады, конкурсы, конференции…

На одном занятии мы объединились в команды и создали проекты, представили их друг другу и пришли к общему пониманию. На следующем занятии поменяли состав, и одна команда составила кейс для другой. А выбранные лидеры групп подготовили материал для следующих занятий. Мы придумали квест. Поставили перед собой задачу найти не ответы к вопросам, а, наоборот, вопросы к ответам. Совершили экскурсию по разным уголкам Земли, не выходя из классной комнаты. Провели одно занятие в музее, а другое – на свежем воздухе. Расширили свой вокабуляр благодаря решению задач по математике на английском языке. Поговорили о биографии Елизаветы II, используя материалы документальных и художественных фильмов в оригинале.

Мы забыли, что это «урок», потому что это уже не «урок» – это живое интересное общение, благодаря которому каждый из нас получает не только знания, но и умения, практический опыт.

Мы вместе – одна творческая группа. Я не учитель, а они не ученики. Мы художники, творцы, сценаристы, режиссеры, операторы, эксперты…

Творческая деятельность находит отклик у ребят: «Мне нравится подобный формат занятий, так как это увлекательно и не скучно. К тому же развивает разносторонние умения. Работа с видеороликами на английском языке, за компьютером… Работа в парах и группах интереснее, чем в одиночку»; «Мне нравится, когда мы делимся на «команды» и «соревнуемся». У нас есть возможность увидеть все (как нужно делать и как не нужно) и вынести что-то для себя. Таким образом лучше усваивается материал»; «Игры и задания в командах вызывают наибольший интерес»; «Мне нравится, как проходят занятия, так как мы получаем необходимые теоретические знания и пытаемся применить их на практике».

Так и зародились в нашей школе пресс-центр, телецентр и медиапрофиль. Ребята переносят знания по учебным предметам в истории, комиксы, создают анимации, видео, делятся с общественностью школьными новостями и новшествами московского образования.

Теперь мы создаем «мультфильмы» каждый день. Это непросто, приходится над ними серьезно трудиться, иногда импровизировать, бывает, что не все получается, и нас это расстраивает. Но мы стараемся. Пусть отечественный кинематограф не признает нашего вклада, но мне хочется верить, что дети приходят на занятия по желанию, а не по указке, за знаниями, которые вдохновляют, умениями, которые дарят чувство собственного достоинства, вселяют уверенность, веру в себя и мир вокруг.

Все просто. Мы взрослые, но и нам нужны приключения, друзья, праздники, юмор и каждодневные радости. Наученные жить по графику, дисциплинированные донельзя, мы со своими знаниями, но без креатива становимся хорошими специалистами, но не счастливыми людьми. Школа не должна превращать дни в рутину. Современная школа умеет вдохновлять, направлять детей. Она предоставляет выбор и огромный спектр возможностей. В такой школе я работаю и хочу работать всегда.

Сабина САГУЕВА, специалист по работе с молодежью школы №2031, лауреат конкурса «Педагогический старт»-2019

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте