search
main
0

Знания в кадре. Нетрадиционный подход в традициях государственной школы

Говорят, сейчас не место романтике. Говорят, что молодое поколение равнодушно и прагматично. Не любит читать. И не умеет мечтать. И, возможно, не умеет любить. Неправда! Подобные упреки доказывают лишь то, что мы не сумели научить, не смогли вложить в детские сердца отзывчивость и бережное отношение к окружающему миру, жажду познания и стремление к поиску неизведанного. В Московской международной киношколе пытаются к знаниям прийти от личности, от ее собственных интересов и систем ценностей. То есть на первом месте там тот, кого учат, а не то, чему. Значительную роль в ее образовательной системе играют социальные проекты, в которых соединяются творческая работа, исследование болевых точек современности и адресная помощь людям. Кем станут выпускники такой школы? Сумеют ли они влиться в действительность со своими горящими глазами и восторженным отношением к жизни? «А что? Наши ребята в большом бизнесе нарасхват, они же мыслят нестандартно, а даже в экономическом планировании нужен креатив», – развевает мои сомнения киношкольница Соня.

Проект «», в котором киношкола работает с сиротами, инвалидами, заключенными, награжден орденом «Слава России», дважды победил на конкурсе социально значимых проектов Москвы, включен в Федеральную целевую программу «Дети России» и официальную программу международного культурного сотрудничества РФ, отмечен дипломом SOS-kinderdorf international.

Мир вокруг

В апреле киношкола организовала международную конференцию «Проблемы формирования человека». Ее открытие состоялось в Московском центре качества образования. Специалисты центра выделяют два подхода к человеку. Согласно первому подходу человек – «tabula rasa», «чистая доска», на которой государство или другой «заказчик» пишет свои требования. В человеке изначально ничего нет, и его нужно «сформировать» под определенный заказ. Второй подход – что в человеке от рождения есть все и что образование лишь должно помочь раскрыться этому внутреннему совершенству. Каждый участник конференции создал необычную школу, скорее, даже некую систему ценностей, далеко выбивающуюся за рамки привычного понятия учебного заведения. Эти люди ищут альтернативные пути, ведущие юные души по дорогам добра и красоты.

В качестве эпиграфа к открывающейся конференции учащиеся и педагоги киношколы сыграли спектакль «Когда я снова стану маленьким» по книге Януша Корчака. Впервые этот спектакль был показан во время экспедиции в Таиланд, где в его постановке участвовали воспитанники семейного детского дома, созданного одним из участников этой конференции Пи Нартом. Сюжет спектакля – возвращение взрослого человека в мир детства. Ведь для того чтобы решать проблемы, вынесенные на конференцию, педагогам, родителям, представителям государства по замыслу ее организаторов, важно оказаться детьми и посмотреть на мир глазами ребенка.

Конференция собрала много гостей из Южной Африки, Польши, Германии, Японии. В Москву приехала удивительная Марина Тахтонова с Горного Алтая, у которой четверо детей, двое из которых приемные. Ребята выросли в Прибалтике, и им было уже 14 и 15 лет, когда они приехали к ней. Возле дома каждого алтайца стоит коновязь. Это – как стержень в человеке, считают в горах. Он стоит при входе в дом, и каждый ребенок должен помнить, что в жизни он пройдет все этапы становления.

Меня поразил рассказ Пи Нарта. Он создал в Таиланде приют для тех, кто лишился родителей, прошел нищету, голод и лишения. И вот ему знакомый доктор сообщил о 4-месячном мальчике, у которого родители умерли от СПИДа. Малыш был очень худ, кожа его была твердой, как дерево, а тело покрыто шрамами. Он унаследовал болезнь родителей. Ребенка взяли в Бан Тор Пан – деревню, которую создал не сдающийся обстоятельствам таиландец как место, где сбываются мечты. Теперь его воспитаннику 8 лет, и он абсолютно здоров! Пи Нарт вылечил его своей любовью.

Мир через глазок видоискателя

По словам преподавателя Московской международной киношколы Даниила Саксонова, жизнь развивается так стремительно, что образование не может оставаться застывшим монументом, оно вполне способно интегрировать в себя все современные способы выражения мысли. Одним из гибких и мобильных проводников знаний сегодня, очень быстро реагирующий на все изменения, происходящие в мире, в том числе и на все технические новшества, стал язык экрана. Вообще можно сказать, что сегодняшний мир наполнен экранами: это и экраны кино, и экраны видео, и экраны компьютеров. Невероятные возможности современного экрана разрушают привычные рамки и способны вывести человека в виртуальную реальность.

Концепция киношколы строится на широком использовании в образовании технологий и процессов, связанных с созданием экранной продукции. Причем связь кино и образования не формальная или дополняющая.

Важно то, что учащиеся не только воспринимают и учатся читать экранные тексты, но и совместно работают над их созданием. Речь идет о слайдах, видеофильмах, телесюжетах, мультимедийных компьютерных программах, учебных видео. Таким образом, экран, а точнее экранный текст, выступает как нечто конструктивное, выстраиваемое в соответствии с замыслом (здесь появляется возможность монтажа, создания пространственно-временных иллюзий при съемках; новые компьютерные технологии позволяют, скажем, перенести человека в другой пейзаж, в другое время суток, изменять его рост, лицо). Наконец, важен сам факт выбора того, что фиксируется на пленке.

Чему учат в киношколе?

Киношкольники не просто соучастники в конструировании какого-то учебного содержания на экране, они включены в коллективные творческие проекты. Например, конференция побудила к созданию первой международной образовательной сети, которая включит в себя регулярное проведение посвященных проблемам детей во всем мире телемостов.

Проектная деятельность только в сочетании с обычными учебными формами и дает эффект, дает дополнительный импульс развитию. Сравните урок истории, услышанный 15-16-летними ребятами от учителя, и урок истории, который они прожили, снимая в Париже свой собственный фильм о русской эмиграции.

В учебном году есть два проектных цикла, когда идут подготовка и частичная реализация съемочных, постановочных планов, в эти периоды не прекращаются занятия по предметам, составляющим государственный базовый компонент. Раз в год, примерно месяц, проходят открытые учебно-экзаменационные сессии. В школу приходят необыкновенные люди, такие, например, как мультипликатор Юрий Норштейн, театральный режиссер Сергей Женовач, метр российского кино Алексей Баталов, философ Петр Щедровицкий. Они читают лекции, осуществляют экспертизу проектов. После лекционного курса идут экзамены и три раза в год киноэкспедиции по России и за рубеж. Это самая интенсивная форма работы, когда используется все, что накоплено в период учебы. Это время, когда киношкольники 24 часа в сутки живут вместе и решают самые сложные образовательные задачи.

Еще в начале 90-х, в то время, когда Америка была практически недоступна для россиян, они проехали от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка. Киношкольники называют эту поездку открытием Америки. Сами они тоже порадовали американцев открытием, они привезли свой спектакль «Снегурочка» по Островскому. Готовили его, изучали для этого язык, историю Америки, занимались с лучшими профессионалами из Щепкинского училища по сценарному движению, вокалу, танцу, акробатике. Работали по совместной российско-американской программе «Школа на колесах», которая началась с посещения киношколы супругой вице-президента США Альберта Гора, продолжилась поездкой в Россию коллектива Школы кино и телевидения из Мемфиса (штат Теннесси), а закончилась ответным визитом наших учеников в США. Вместе с американцами киношкольники снимали фильм и готовили телепередачу к 100-летию кинематографа, участвовали в совместных мастерских российских и американских педагогов.

Создание кино- и видеоматериалов, помимо опыта творческого самовыражения, включает и опыт социального действия, и коммуникативный опыт, и необычайно важный в современном мире опыт самообеспечения. Дети сами решают финансовые проблемы, ищут спонсоров под свои проекты, договариваются с посольствами, с представителями других стран – это и языковая практика, и практика менеджмента. Современные компьютерные технологии, которые пронизывают все области творчества, с одной стороны, открывают невиданные возможности, с другой же стороны, человек, «избалованный» виртуальной реальностью, подчас начинает предпочитать ее реальности обыденной. Главная идея школы – научить человека жить и действовать в реальном мире.

Ты не один!

Сытый голодного не разумеет, гласит пословица. Здоровому и благополучному тяжело вникнуть в проблемы того, у кого нет родителей, дома, свободы. Сострадание – это то качество, которое нужно выращивать долго и бережно. Им можно ранить, обидеть. Сколько сил и такта требуется для того, чтобы добро не обернулось горечью и фальшью. Все проекты киношколы пытаются открыть для старшеклассников, осваивающих творческие профессии, реальную жизнь в ее самых драматических точках и вызвать чувство личной ответственности за происходящее вокруг. Подростки, проживая встречи со сверстниками в домах для сирот и инвалидов, колониях и поселениях беженцев, наполняют для себя реальным содержанием понятие «гражданская позиция». Искусство становится для них не просто самовыражением или ремеслом, но и способом понять другого человека и помочь ему.

Задачей киношкольников стало преодоление пассивности в сиротах и инвалидах. Они пытаются заронить искру творчества и желание действовать, изменять себя и жизнь вокруг. Те, кто лишен возможности двигаться, в состоянии самостоятельно оживить своего анимационного прототипа на экране, те, кто лишен возможности видеть, способны написать музыку для спектакля, те, кто совершил в своей ранней жизни проступок, за который пришлось расплачиваться свободой, сумеют обрести искупление, принеся в мир радость от создания произведения искусства. Так считают в киношколе.

Проект «Ты не один!», в котором киношкола работает с сиротами, инвалидами, заключенными, награжден орденом «Слава России», дважды победил на конкурсе социально значимых проектов Москвы, включен в Федеральную целевую программу «Дети России» и официальную программу международного культурного сотрудничества РФ, отмечен дипломом SOS-kinderdorf international.

Птенцы ее гнезда

Московская международная киношкола (школа №1318) создана как общественно-государственное учебное заведение в 1991 году. После принятия Закона «Об образовании» она перешла в государственную систему. Здесь учатся около 100 человек от 13 до 17 лет. 8-й класс – это подготовительное отделение, а дальше почти обычные старшие классы общеобразовательной школы. Школа выдает аттестат установленного образца и свой сертификат. Помимо учебы, здесь занимаются в творческих мастерских по основным направлениям кинематографа, где готовят актеров, кинорежиссеров, кинооператоров, сценаристов, мультипликаторов.

Выпускники школы необязательно становятся кинематографистами. Как правило, эти люди находят себе применение в гуманитарной сфере. Школа учит делать их что-то новое в своей жизни, иметь собственные идеи и инициативы, не обязательно связанные с искусством.

Киношколу в разное время закончили сестры Кутеповы, Ольга Понизова, Юрий Колокольников, Катерина Крупенина.

Ее выпускник – и главный герой нашего сегодняшнего времени и кино Евгений Цыганов, воплотивший образ Саши Панкратова в «Детях Арбата» и сумевший создать своей работой дух романтизма времен первого полета человека в фильме «Космос как предчувствие» Алексея Учителя.

Изначально учредителями Московской международной киношколы выступили Московский комитет образования, Федеральное агентство по культуре и кинематографии и ВГИК. После 2004 года по Закону «Об образовании» учредитель остался один – Департамент образования Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте