Я призываю всех нас отказаться еще от одного мифа о том, что наше сначала советское, а ныне российское образование самое-самое. Да нет этого! Снимем же, наконец, розовые очки!
Ведь уровень образованности вчерашних школьников и тех, которые два-три года назад закончили школу, и тех, кому давно за 30, 40, 50, измеряется не нашими насыщенными программными требованиями к основательным и глубоким знаниям, не нашими учебниками, включающими такие горы фактов, цифр, дат, формул, что, чтобы усвоить это все, потребуется не 10 и 12 лет обучения, а десятилетия. Уровень образованности измеряется тонким слоем сведений, усвоенных из этого обилия.
Как-то я работала в приемной комиссии на вступительных экзаменах на филологический факультет одного из московских педвузов. Мне запомнилось, как один абитуриент сказал, что Гремин – это персонаж из “Войны и мира”. Другая выпускница школы на другом экзамене Тунис назвала островом. Иногда ответы наших бывших учеников были похожи скорее на анекдоты, нежели на правду. Кто-то сказал, что тангенс – это французский ученый-физик, а Ломоносов – писатель ХIХ века.
Мне могут возразить: а как же победители различных олимпиад, как всероссийских, так и международных, участники телевизионной игры “Умники и умницы”? Они же проявляют энциклопедические знания! Да, это так, но…
И вот тут я подошла к тому главному, ради чего завела разговор об уровне образованности.
Нам прежде всего нужны здоровые люди и уже потом знающие. То, что большинство учеников не могут усвоить в полной мере программные материалы по всем предметам, говорит о том, что объем наших программ непосилен для школьника, даже имеющего способности выше средних.
Вот сейчас на страницах “УГ” идет дискуссия о реформе средней школы. Однако все, может быть, в итоге сведено к тому, что программы будут еще более и непосильными.
Давайте же мы прежде всего подумаем о здоровье нашей нации, а не о дутой образованности.
Евгения ЛИТВИНОВА,
учитель литературы
Москва
Комментарии