search
main
0

Знания на каждый день Воспитание духовно свободной с развитым правосознанием личности

Сегодня в преподавание основ правовых знаний необходимо внести серьезные изменения. Формируются новые подходы к определению целей и задач курса. Меняются некоторые принципы обучения. Становятся прозрачными границы и содержание правового образования. Иными стали сами предметы, в область изучения которых входит правоведение. Появилось огромное количество программ, учебников, учебно-методических пособий. Все они интересны по-своему. Несут различного рода словарную и содержательную нагрузку. Имеют различные методические принципы преподавания. В последнее время стали прослеживаться единые принципиальные основы преподавания этих курсов. Учебный курс как бы состоит из трех частей: собственно учебного пособия, хрестоматии (чаще всего с нормативным материалом) и рабочей тетради (с большим количеством практических заданий, основанной на учебном пособии и хрестоматии), что, несомненно, предполагает глубокое изучение и закрепление полученных знаний.
Однако в современных условиях проявляется ряд определенных негативных тенденций и трудностей. Так, на сегодняшний день обязательного предмета “Правоведение” в школах нет. Если же он есть, то присутствует не в старших классах, а в средних, когда подростки еще ни социально, ни психологически не сформировались до осознания необходимости знания основ права для своей дальнейшей жизни. Среди предметов историко-обществоведческого цикла места для правоведения не предусмотрено, кроме как в курсе “Обществознание” либо “Человек и общество”, сквозь призму политологического метода.
На наш взгляд, такой подход к правовому образованию и воспитанию граждан отнюдь не укрепляет идею правового государства и, более того, не способствует его построению.
Необходимо осознать, что свободный, уверенный в своих силах и в своем Отечестве гражданин – есть основа сильного государства.
Требуются специальное воспитание, специальные знания. Но вместе с тем необходимо отметить, что правовое образование не должно быть самоцелью, оно предполагает духовное развитие личности школьника, знание не только отечественного государства и права, но и международного права, формирование правосознания.
К сожалению, проблема правового воспитания возникает тогда, когда встает вопрос о росте преступности среди несовершеннолетних, перевоспитание которых – дело сложное, и о правовом мировоззрении подростка здесь говорить не приходится. Основная масса подростков фактически остается “за бортом”, не охваченная профилактическими, а попросту говоря, превентивными правовыми мероприятиями. При работе с таким разным контингентом цели правового образования и воспитания различны. Отсутствует содержательная согласованность и преемственность. Совершенно недостаточно связано преподавание истории, обществознания и правоведения. Во многих школах правоведение вводится стихийно, факультативными курсами. Преподавание предмета возложено на преподавателя истории, который слабо владеет правовыми знаниями.
Вследствие такого бессистемного преподавания у учеников наблюдается отсутствие теоретической базы для полного понимания места и роли права и закона в жизни общества и государства. Ребенок начиняется элементарными, неполными сведениями из различных отраслей права, которые иногда даже могут нанести непроизвольный вред.
Сказанное определяет актуальность и важность разработки концепции правового образования в школе и в дополнительном образовании для подростков. Для окончательного обоснования тезиса о необходимости правового образования и воспитания можно выделить еще один аргумент: заканчивая школу, человек вступает в отношения с государством совершенно независимо от того, желает он этого или нет. “Незнание закона не освобождает от ответственности” – этот принцип, однако, не все знают и очень часто ссылаются на незнание закона как на оправдывающее обстоятельство. Такая правовая дремучесть людей может вызывать только сожаление. Выходя из стен школы, молодой человек может знать или не знать химию, математику, биологию либо какие-то другие предметы, за что жизнь с него всегда при удобном случае спросит. А знание своих субъективных прав жизнь у него будет спрашивать всегда и чаще всего неожиданно и отнюдь не в удобных случаях.
Пока существует государство, будет существовать право. Пока существует право – поведение людей будет регламентировано законом. И любой человек, живущий в государстве, вынужден считаться с его законами. А вот формирование-то правосознания у граждан в нашей стране на сегодняшний день момент оставляет желать лучшего. Основная проблема видится в том, что правовое образование рассматривается как составляющая гуманитарного или обществоведческого.
Тенденции развития современного общества должны определять цель правового образования, которая в целом совпадает с целью гуманитарного, гуманистического образования, конкретизируясь на уровне задач. Такой целью, на наш взгляд, является воспитание правовыми средствами духовно свободной, легитимно ориентированной нравственной личности с развитым правосознанием, понимающей роль и место права, закона, государства и умеющей защитить свои права и свободы правовыми средствами. Задачи правового образования: приобщение учащихся к историко-правовому наследию; формирование правосознания; воспитание личности как носителя правосознания, способной понимать право как данность, как необходимость; формирование общероссийского гражданского сознания, чувства патриотизма, любви к своей Родине; воспитание чувства ответственности по отношению к закону; изучение российской правовой системы как средства развития правового мышления; усвоение начальных сведений по основам правоведения и др.
Понимая важность поставленных задач, их актуальность и насущную необходимость, мы при Казанском городском Центре детского творчества им. А. Алиша создали пять лет назад городскую правовую школу дополнительного образования. Она направлена на целевую профориентацию и профильную (специальную) подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность выпускников школ на рынке продолжения профессионального (высшего) образования и рынке труда. Учащиеся получают начальное правовое образование, не покидая свои привычные школьные коллективы, в свободное от учебы время, посещая здесь занятия. Обучение рассчитано на три года. При этом каждый год обучения имеет свою специфическую направленность и значимость.
Изучение правоведения в городской правовой школе начинается с основ теории государства и права, истории государства и права России, логики. Продолжается на втором году обучения знакомством с основами трудового и семейного права, историей государства и права зарубежных стран, основами римского права. Третий год характеризуется дальнейшим углублением и расширением знаний, рассмотрением конкретных институтов гражданского и уголовного права и процесса, основ международного права, изучением прав человека и способов их защиты.
Учебный план нашей школы ориентирован на формирование у учащихся целостного представления о государственном, конституционном строе РФ и Республики Татарстан, знакомство с основными правами, свободами и обязанностями. Программой предусматривается изучение основных институтов права России и нашей республики, правовых основ деятельности органов государственной власти и управления, их структурой и функциями.
Изучение программы базируется на знаниях учащихся предметов обществоведческого школьного цикла. Она состоит из определенных взаимосвязанных курсов и тем. Некоторые вопросы оставлены на самостоятельное изучение учащихся, что требует обязательной контрольной проверки их знаний. Изучаемые курсы заканчиваются итоговой экзаменационной аттестацией по каждому предмету.
Цели и задачи программы городской правовой школы:
получение представления о месте закона в государстве и в жизни общества;
усвоение системы знаний о своих правах, свободах и обязанностях, гарантиях;
владение знаниями об устройстве своего государства и его права;
знание содержания наиболее важных фрагментов законов РФ и РТ;
умение точного ценностного понимания роли и места закона;
умение правильно использовать юридическую терминологию;
получение начального юридического образования.
Для ведения занятий необходимо, чтобы у учащихся и преподавателей были:
1. Тексты законов РФ и РТ.
2. Тексты исторических источников права.
3. Практикумы по различным отраслям права.
4. Учебники по различным отраслям права.
5. Юридические словари и энциклопедии.
6. Методические пособия и разработки.
7. Различные правовые хрестоматии.
Для выработки определенных практических умений и навыков программой предусматривается проведение лекций, лабораторных занятий, практикумов, дискуссий, деловых игр, а также самостоятельная работа учащихся с нормативными актами. Чтобы учащиеся достигли намеченных результатов, от учителя требуется владение содержанием предмета; умение передавать знания учащимся на доступном уровне; умелое сочетание различных форм проведения уроков.

Учебный план трехлетнего
периода обучения

Первый год обучения
(9-й класс)
Основы теории государства и права (2 часа в неделю).
Основы истории государства и права России (2 часа в неделю).
Логика (2 часа в неделю).
Введение в специальность (2 часа в неделю).

Второй год обучения
(10-й класс)
Основы конституционного права (2 часа в неделю).
Основы государства и права зарубежных стран (2 часа в неделю).
Римское право (2 часа в неделю).
Основы трудового и семейного права (2 часа в неделю).

Третий год обучения
(11-й класс)
Введение в международное право (2 часа в неделю).
Основы гражданского права и процесса (2 часа в неделю).
Основы административного и уголовного права и процесса (2 часа в неделю).
Права человека и их защита (2 часа в неделю).
Учебный план не предполагает изучения всех юридических дисциплин. Учащиеся получают необходимые первоначальные сведения о праве и государстве, о возможных видах, способах и возможностях защиты своих прав и свобод. Кроме того, немаловажно, что они смогут сориентироваться в мире юриспруденции либо отказаться от юридической профессии. Правоведение предполагает воспитание у учащихся определенных навыков, качеств и умений. Поэтому в процессе преподавания вышеназванных курсов могут использоваться всевозможные тесты. Решение юридических казусов, игровые технологии и, конечно, работа с первоисточниками – законами и нормами права. Предлагаемый комплекс повышает интерес к изучаемым предметам и показывает, как можно сразу применить полученные знания.
Изучение права помогает решить проблему повышения уровня гражданско-правового образования школьников, способствует формированию активной гражданской позиции учащихся. Осваивая “дух” и “букву” закона, школьники учатся жить в демократическом обществе, правовом государстве, у них появляется чувство толерантности, терпимости, стремление к сотрудничеству с окружающими. Ребята начинают осознавать нерасторжимое единство своих прав, свобод и обязанностей и понимать необходимость их защиты.
Об успехах городской правовой школы говорят следующие результаты. Победителем Всероссийской олимпиады по правовому образованию в 1996-1997 учебном году стал Дмитрий Дембич – 131-я школа (9-й кл.), третье место занял Ирек Шакиров – среди 10-11-х классов.
В 1998 году на Всероссийской олимпиаде по праву, проходившей в Брянске, стали лучшими трое наших ребят: первое место занял Шамиль Шарафиев, ученик 9-го класса, второе место в своей возрастной группе – Альфия Хусяинова, ученица 10-го класса; одиннадцатиклассница Елена Антонова тоже оказалась на втором месте.
В том же году наши ученики участвовали в ХIХ научно-практической конференции школьников имени Н.И.Лобачевского, где заняли три первых места: это Елена Антонова, Карим Валеев, Гульнара Аюпова. Три года назад состоялась IV Всероссийская олимпиада по праву. Среди учеников 9-х классов первое место тогда занял Артем Прокофьев, среди учеников 10-х классов победителем был признан Шамиль Шарафиев, в группе самых старших ребят на второе место вышла Альфия Хусяинова.
Третий год подряд ученики Казанской городской правовой школы одерживали индивидуальные и командные победы на всероссийских олимпиадах по праву. На ХХ научно-практической конференции им. Н.И.Лобачевского наши ребята получили на секции правоведения дипломы:
Марина Аитова – 11-й кл., 18-я школа г. Казани, тема “Некоторые проблемы установления налогов и сборов субъектом Российской Федерации” – диплом 1-й степени;
Дмитрий Дембич – 11-й кл., 39-я школа г. Казани, тема “Совершенствование международного права как фактор мирного сосуществования государств” – диплом 3-й степени;
Лиля Кадырова – 10-й кл., 31-я школа г. Казани, тема “Трудовые споры” – диплом 3-й степени.
На ХХI Поволжской научно-практической конференции им. Н.И.Лобачевского ученица городской правовой школы Дарья Герасименко была награждена дипломом первой степени, тема ее работы – “Международное право против международного терроризма”.
На ХХIII Поволжской научно-практической конференции им. Н.И.Лобачевского в этом учебном году Дарья Аверьянова за тему “Понятие физического насилия в уголовном праве (некоторые теоретические аспекты)” получила диплом 1-й степени.
Кроме этого, команда нашей школы трижды, с 1999 по 2001 г., принимала участие в зональных конкурсах по защите прав потребителей в Новочебоксарске, Белгороде и Саратове, где занимала призовые места.
В 1998-1999 гг. программа городской правовой школы на III республиканском конкурсе авторских программ и учебно-методических материалов получила диплом I степени. На последней Всероссийской олимпиаде по праву наши учащиеся еще раз доказали высокий уровень своей подготовки, завоевав общее первое командное место и первое место среди 10-11-х классов – Артем Демидов и два третьих места среди 10-11-х классов – Марина Самарина и среди 9-х классов – Александр Христофоров. Мы благодарны за поддержку со стороны органов образования и Казанского социально-юридического института, ректор Г. Мухаметзянова.
Однако было бы неправильно говорить об одних положительных моментах этого проекта. Существует ряд проблем, с которыми необходимо бороться и побеждать. Одной из самых важных является отсутствие соответствующей учебной литературы и должной профессиональной подготовки преподавателей, негативное отношение школьных учителей к преподаваемому курсу, слабое материальное обеспечение, отсутствие учебников. Предлагаемый нами подход к получению правового образования и воспитанию является далеко не единственным вариантом и, конечно, не обязательным. Он один из возможных. Выпускники нашей школы с успехом обучаются в юридических вузах городов Москвы и Казани, являясь одними из лучших студентов своих факультетов.

Тимур АКЧУРИН,
директор Казанского Дворца детского творчества им. А. Алиша, руководитель городской
правовой школы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте