search
main
0

Знания и задания

Умные дети – проблемные вопросы

Как научить ученика добывать знания? Как активизировать его мышление? Каким образом развить аналитическое мышление?

К сожалению, система развивающего обучения по истории еще не разработана. Приходится думать самой. Но я убеждена, что существует взаимосвязь между интеллектуальной активностью и познавательной активностью. Интересно там, где трудно.

рок начинаю с интеллектуальной разминки. Задания: “Исключить лишнее”, “Соотнесите понятия и определения”, “Найдите ошибки”, “Продолжите логический ряд”, “Найдите пару” и т.д. Например, задания (для восьмиклассников) “Исключить лишнее” по теме “Россия в начале ХIХ века”.

1. Дворянство, духовенство, купечество, монархия (исключается “монархия” – форма правления, а другие понятия – сословия).

2. Дворянство, духовенство, купечество, мещанство (исключается мещанство как сословие непривилегированное).

3. Абсолютная монархия, конституционная монархия, республика, бюрократия (исключается бюрократия).

Задания “Найди пару”: словам из первой группы нужно соотнести соответствующего исторического деятеля из второй.

1. Великий

Грозный

Тишайший

Освободитель

Кроткий.

2. Александр II

Алексей Михайлович

Петр Романов

Первый царь из династии

Романовых

Иван Васильевич.

Можно усложнить задание, зашифровав имена, заменив их историческими событиями.

Например:

1. Великий

Грозный

Тишайший

Освободитель

Кроткий.

2. Его учителем был великий

Жуковский

Создатель первой рукописной

газеты “Куранты”

Победитель Карла ХII

В 16 лет его избрали царем

Он завоевал Казанское

ханство.

Задания “Продолжите логический ряд”:

1. Павел, Александр I, Николай I …? (Александр II)

2. Северная война, Отечественная война, Крымская война …? (Русско-турецкая война)

3. Оболенский, Кюхельбекер, Каховский …? (Пестель или другой декабрист)

4. Судебная реформа, военная реформа, городская реформа …? (Земская реформа).

Актуализацию пройденного материала, например понятийного аппарата, можно проводить в игровой ситуации – парами, малыми группами. Учитель называет первое, контрольное слово, определяющее смысловое значение дальнейшего подбора слов. Тему повторения ученики не знают, они ее должны определить самостоятельно по ходу игры.

Учитель: Декабристы.

Дима: Восстание. (Учитель хлопает в ладоши один раз – тема угадана неверно).

Оксана: Николай I. – Хлопок.

Коля: Казнь. – Хлопок.

Альбина: Либералы. – Два хлопка – правильно!

Миша: Герцен. – Хлопок.

Рунар: Славянофилы. – Два хлопка – правильно!

Андрей: Самобытность России. – Хлопок.

Лена: Западники. – Два хлопка.

Олег: Революционеры-демократы. – Два хлопка – правильно!

Люда: Радикалы. – Два хлопка.

Эльмира: Умеренные. – Два хлопка. Смысл разгадан, сейчас уже все понятно!

Костя: Народники. – Два хлопка.

Наташа: Революционное направление.

И т.д.

Такое задание выполняется быстро, задается темп урока! Ученики уже готовы к восприятию более сложного материала.

На уроках я также предлагаю ребятам восстановить логические цепочки:

Наполеон – Александр Македонский – Тамерлан – Чингисхан – Юлий Цезарь.

Задание:

восстановить цепочку хронологически правильно;

исключить лишнее имя;

что объединяет все эти имена?

Для меня важно, чтобы ребята на уроках задавали вопросы. Для этого необходимо создать в классе доверительную обстановку.

Конечно, на первых порах вопросы бывают разные, иногда совсем незначительные, неактуальные. Но ни в коем случае не стоит одергивать ученика даже за никчемный вопрос. Почему? Это я должна научить его формулировать вопросы!

Одним из традиционных приемов, которые часто применяю на уроках, это вопросы к учителю. Казалось бы, известный, даже банальный прием – в начале либо в конце урока спросить: “Какие есть ко мне вопросы?” Первоначально вопросов нет. “Все понятно”, – уверяют ребята. Тогда я начинаю им задавать вопросы, причем достаточно сложные, требующие не воспроизведения, а осмысления.

Лед постепенно трогается, и вот уже ребята задают мне вопросы. Сначала восполняющие, потом корректирующие, дополняющие и, наконец, проблемного характера.

Впереди у моих учеников первые летние археологические раскопки. Возможно, это станет шагом к профессии ученых-историков… Мечты учителя, а как хочется, чтобы они сбылись!

Галюза БОНДАРЕВА,

учитель истории средней школы # 3

Менделеевск,

Республика Татарстан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте