За последние десять лет произошло значительное ухудшение здоровья российских школьников. Число детей, не готовых к систематическому обучению, увеличилось в пять раз по сравнению с 70-80-ми годами. Каждый третий подросток сегодня употребляет пиво. Показатели, характеризующие физическую активность у современных подростков, на 20-25 процентов ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов. Распространенность функциональных отклонений среди юношей 15-17 лет увеличилась на 89 процентов, среди их сверстниц – на 51,6 процента. Впрочем, этот грустный перечень данных о состоянии здоровья современных детей можно продолжать долго. Я только привела небольшую часть цифр, прозвучавших с высокой трибуны Всероссийского съезда школ, содействующих укреплению здоровья. «Здоровое поколение – здоровая Россия» – так организаторы съезда определили задачу мероприятия.
СтатфактДанные исследования «Поведение детей школьного возраста», проводимого ВОЗ в странах Европейского региона, свидетельствуют о следующем: По числу 11-летних школьников, которым нравится школа, Россия находится в последней десятке стран в Европейском регионе. Российские 11-летние школьники – лидеры в Европейском регионе по числу курящих (4% девочек и 5% мальчиков). Ежедневно употребляют фрукты 27% российских школьников и 33% школьниц (по этому показателю Россия тоже в последней десятке стран – участниц обследования). Только 12% девочек и 23% мальчиков одиннадцати лет ежедневно имеют один час умеренно энергичной деятельности, а 71% и 74% соответственно смотрят телевизор более двух часов в день. 7% девочек и 10% мальчиков одиннадцати лет употребляют алкоголь по крайней мере один раз в неделю.
Алина Левитская, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, выделила несколько факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников. Это и снижение физической активности, и интенсивность обучения, и несоответствие методик возрастным особенностям детей. Из 13 миллионов 400 тысяч школьников более половины имеют ослабленное здоровье, и лишь у 10 процентов выпускников нет проблем со здоровьем. Сейчас разрабатываются федеральные государственные стандарты нового поколения. Естественно, определяются и гигиенические требования к программам. Главная цель – здоровый ребенок, здоровый выпускник школы, подчеркнула Алина Афакоевна в своем выступлении.
«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». Эти слова великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, юбилей которого мы недавно отметили, не потеряли сегодня своей актуальности.
На съезд приехали представители 85 школ, каждая из которых ведет работу по созданию системы мер по охране и укреплению здоровья детей. Эти школы стали активными пропагандистами здорового образа жизни в регионах. Сегодня 3708 школ своей приоритетной задачей поставили активное внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Много это или мало? Если в количественном отношении, то на 56065 школ в России это не так уж много. А если говорить о значении и огромной подвижнической работе, то это уже прорыв в решении проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения.
Организаторами форума стали Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, МГТУ имени Н.Э.Баумана, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН. На съезде прозвучали выступления ученых, медиков, педагогов, руководителей различных ведомств. Названы победители Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья».
Почти все выступающие говорили о необходимости долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики по охране здоровья детей. Сегодня существует Программа формирования здорового образа жизни населения, но более правильно было бы разработать и реализовать государственную Программу формирования здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях.
Тамара ПРЫТКОВА, директор Заволжской средней школы, Калининский район, Тверская область:
В каждом классе знак бесконечности
Мы – обычная сельская базовая школа. К сожалению, полноценную диагностику в условиях сельской местности провести невозможно. Тем не менее мы приложили все усилия для того, чтобы выявить у наших детей недуги, поддающиеся коррекции в условиях образовательного учреждения.
Затем мы разработали и провели соответствующие мероприятия. В результате за один год число детей с нарушениями осанки уменьшилось на 24 процента. В 2008 году благодаря гранту, выигранному в конкурсе инновационных образовательных учреждений, было приобретено оборудование для занятий ритмикой, и теперь они проводятся во всех классах начальной школы.
В школе также проходят тренинги и коррекционные занятия, направленные на нормализацию вегетативной регуляции ритма сердца у учеников с дизритмией.
В классах над досками разместили транспаранты для проведения на всех уроках упражнений для глаз (знак бесконечности). В рекреациях были установлены столы для настольного тенниса. Для начальной школы приобрели книги с голографическими рисунками.
Для оптимизации учебного процесса мы самым тщательным образом изучили материалы Института возрастной физиологии, а также Института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, после чего обсудили их на педагогическом и управляющем советах школы. Было принято решение ввести триместровую систему аттестации, изменив продолжительность уроков: 30 минут в 1-м классе, 35 – во 2-4-х классах, 40 минут в основной школе и спаренные уроки по 40 минут или уроки по 45 минут в старшей школе. В начальной школе были введены динамические часы.
Большие трудности возникли у нас при организации рационального питания. Связано это с отсутствием собственного комбината школьного питания, что особенно актуально в связи с переходом детей из малокомплектных сельских школ в нашу. Определенную помощь в организации питания оказывают родители и спонсоры.
Система здоровьесберегающих технологий позволила нашему учреждению не только остановить отток детей в школы Твери (город расположен в пяти километрах), но и увеличить число учеников (у нас учатся 300 ребят).
Светлана КАЗАНЦЕВА, директор школы №3, Заринск, Алтайский край:
Проблемное поле: вершки и корешки
В своей работе мы выделили проблемное поле – сохранение и укрепление здоровья детей. «Здоровьесберегающий подход в образовательном процессе как условие развития успешности ученика» – это название нашей комплексно-целевой программы. Работа по сохранению и укреплению здоровья ведется по разным направлениям. Нам очень помогает сотрудничество с другими учреждениями. К примеру, специалисты станции юных натуралистов проводят факультатив «ЗОЖ» для учеников 5-8-х классов.
Представители корпорации «Сибирское здоровье» – незаменимые помощники в проведении конкурсов и акций, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Мы смогли с помощью такого сотрудничества реализовать программы «Антистресс», «Разговор о правильном питании», создать клуб «Прометей», детскую организацию «Солнечная долина» и художественно-эстетический центр «Радость».
Педагоги отдают предпочтение тем технологиям, которые прежде всего решают задачи сохранения здоровья детей. Практикуется личностно ориентированный подход. Обязательно наличие оздоровительных моментов на уроке (физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз).
Нельзя решить проблему, занимаясь сохранением здоровья только учеников. Много внимания теперь уделяется формированию культуры здоровья учителей: педагоги участвуют в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в городе, посещают спортивные секции, бассейн.
И если вы, коллеги, хотите поработать над укреплением своего здоровья, воспользуйтесь советами врачей:
Смейтесь хотя бы 10 минут в день.
Ходите больше пешком.
Приносите радость другим людям.
И еще учтите, что чувство юмора – это профилактика стресса, а здоровье – условие достижения счастья и благополучия.
Елена ДУБРОВСКАЯ, директор лицея «Гармония», заслуженный учитель России, Железногорск, Красноярский край:
64 способа удержать мужчин
Мы говорим, что школа готовит детей к жизни, а это в корне неверно. Не готовить надо, а жить здесь и сейчас. Жить интересно, творчески, радостно. Двадцать лет мы занимаемся здоровьесбережением. Взяли на вооружение технологии Базарного. У нас к десятому классу все парни проходят медкомиссию и признаются годными к службе в армии. (Правда, все поступают в вузы.) К диплому об окончании школы прибавляют наши красавцы свидетельство об окончании музыкальной школы и права водителя. В старших классах практически нет очкариков, даже если были таковые в первом классе.
С первого класса вводится раздельное обучение. Замечено, что девочки в классах «подавляют» мальчиков. Они активнее, инициативнее, учатся лучше. В раздельном классе мы можем учесть все различия и создать комфортные условия для обучения. К примеру, после уроков физкультуры мальчики включаются в работу позже, чем девочки, минут на двадцать-тридцать. Педагог это учитывает и строит урок не так, как в смешанном классе.
Спросили как-то гости новичка, где лучше учиться – в смешанном классе или в раздельном. Тот с ходу выпалил: «Конечно, в смешанном, там девочки пожалеют, списать дадут, а здесь надо все самому делать…»
Кстати, у нас в школе 33 педагога мужского пола. Убеждена, без мужчин школа – это неполная семья. Как удается привлечь в школу сильный пол? При помощи тех же здоровьесберегающих технологий. Женщины-педагоги выносливее, они могут легко адаптироваться ко всем указаниям сверху. Мужчины любят жить в динамике, им нужны важные, значимые дела. Каждый из 33 у нас имеет свой «портфель». Кто заведует мастерскими, кто спортзалом, кто гаражом и так далее. Программа по привлечению и «сохранению» мужчин в школе имеет 64 пункта.
Внимание, конкурс!
«Учительская газета» объявляет конкурс для директоров общеобразовательных школ «Среда обитания»
Цель конкурса: найти и предложить для обсуждения педагогическому сообществу оригинальные разработки школьной инфраструктуры.
Конкурс проводится по четырем номинациям:
1. «Школьный двор». Можно ли обустроить его таким образом, чтобы человеку было стыдно бросить окурок или пакет мимо урны?
2. «Школьная столовая». Как оборудовать ее в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими требованиями к организации школьного питания, действующими с 1 октября 2008 года?
3. «Наш второй дом». Каким образом можно оформить интерьеры учебных помещений, чтобы они повышали мотивацию ребенка к учебе?
4. Специальная номинация для директоров сельских школ – «Инженерное решение». Как устроить в деревенской школе, не подключенной к соответствующим коммуникациям, горячее водоснабжение и канализацию?
На конкурс принимаются заявки, отправленные по почте не позднее 24 февраля 2009 года. Вместе с разработкой в заявке должен быть купон на подписку «Учительской газеты» на 2009 год и контакты (адрес, телефон, электронная почта). Наш адрес: 107045, Москва, Ананьевский переулок, 4/2, стр. 1, редакция «Учительской газеты» (с пометкой: «Конкурс «Среда обитания»).
Итоги конкурса будут подведены 3 марта 2009 года. Лучшие разработки мы опубликуем на страницах «Учительской газеты».
Комментарии