Воспитанием духовно-нравственных ценностей у детей озабочены многие сегодняшние педагоги. Кто-то самостоятельно выстраивает свою модель уроков и классных часов, кто-то обратился к программе «Истоки», представляющей собой образовательно-воспитательную и дидактическую систему и оригинальную педагогическую технологию. Она настраивает учителя на решение нескольких важных задач: развитие духовно-нравственных основ образования; объединение обучения и воспитания в единый процесс благодаря обращению к собственным ценностям; помощь ребенку и его родителям в самоутверждении в обществе; обращение к родным истокам детей всех конфессий и национальностей, живущих в нашей стране; укрепление статуса школы как социального института, способствующего стабилизации и консолидации общества.
Программа «Истоки» включает в себя хорошо разработанные направления: духовно-нравственное, этическое, гражданское. Она способствует формированию установок толерантности, уважения к ценностям других культур и религий и носит светский характер.
На основе программы создан курс «Истоки», который прошел в школах Москвы, Вологды и Костромы успешное испытание. В нем можно выделить несколько уровней. В детских садах (первый уровень) вводится пропедевтический курс «Истоки», который является первой степенью приобщения малышей к культуре и традициям родной страны. Второй уровень – начальная школа. Здесь внимание сосредотачивается на важнейших ценностях социума (имя, семья, род, дом, книга и т.д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывается мир отечественных традиций, воспитывается стремление сберечь эти ценности для новых поколений. В 5-9-х классах (третий уровень) начинается новая ступень познания социокультурных истоков. Здесь происходит дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных социокультурными истоками; приобщение к глубинным пластам выдающихся памятников и явлений отечественной материальной, духовной и художественной культуры; закрепление и развитие у детей опыта многомерного восприятия действительности; развитие интереса к самостоятельному анализу и осмыслению истоков.
В старших классах акцент переносится на развитие управленческой культуры личности. В плане личностного развития воспитывается чувство патриотизма, гражданственности, привязанности к своему Отечеству, малой родине, семье. В плане социализации ребята приобретают умение ориентироваться в современном социуме, в отечественном духовном и культурном наследии, навыки толерантного отношения к другим людям, чужому мнению, сотрудничества, стремление к социальной консолидации и стабильности общества в целом.
В плане профессиональной деятельности (производство, предпринимательство, служение, творчество) у старшеклассников важно воспитать добросовестное отношение к труду, осознание духовного смысла труда на Земле.
Курс «Истоки» может быть использован как отдельный предмет, интегрирован в дисциплины: обществознание, литературу, искусство, технологию, а также в дополнительное образование.
В рамках этой программы сложилась система активной подготовки педагогов. В 2002 году учебный комплекс «Истоки» получил гриф Министерства образования РФ, рекомендован для использования в учебно-воспитательном процессе в школах России и включен в федеральный перечень учебных изданий.
В конце января в рамках XVI Международных рождественских образовательных чтений Департамент образования Москвы, отделение социокультурных и цивилизационных проблем Российской академии естественных наук, Издательский дом «Истоки», Межрегиональная общественная просветительская организация «Истоки» организовали и провели V Всероссийскую конференцию в контексте программы «Истоки» – «Православные ценности и современное образование». Открыл конференцию ректор Московского гуманитарного педагогического института, доктор педагогических наук, профессор Александр Кутузов. С докладом выступил Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан.
Перед участниками форума выступили: автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», профессор, генеральный директор Издательского дома «Истоки» Игорь Кузьмин, автор учебного курса, профессор Вологодского педуниверситета Александр Камкин, доктор исторических наук, профессор Международного славянского института Юрий Стракач, начальник Департамента образования и науки Костромской области Алексей Анохин, кандидат философских наук, директор Окружного методического центра Западного окружного управления образования Департамента образования Москвы Светлана Миляева, проректор Богословских курсов при Московской духовной академии монах Харитон, директор школы «Гуманитарий» (Царское село) Василий Семенцов, профессор Вологодского института развития и образования Наталья Твардовская, методист детсада №99 Вологды Ольга Абрамова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования гуманитарного педагогического института Юлия Микляева, директор вологодской школы №13 Светлана Пепшина.
Во второй половине дня состоялась работа по секциям. На них, в частности, были обсуждены такие проблемы: «Воспитание на социокультурном опыте. Дошкольное образование. Система активных форм воспитания», «Развитие стержневой основы истоковедения. Система духовно-нравственных категорий».
Во второй день состоялся семинар «Роль учебного курса «Истоки» в формировании единого образовательного пространства школы». Он был проведен в московской школе-интернате №38 Западного округа г. Москвы. На нем состоялась мультимедийная презентация «Учебный курс «Истоки» и перспективы инновационного развития современной школы в рамках окружной экспериментальной площадки «Реализация модели социокультурного системного развития образовательного учреждения на основе стратегии трехуровнего сетевого взаимодействия субъектов образовательного пространства».
Также были проведены открытые уроки. Среди них урок по литературе «Святая Родина моя. Духовные истоки поэзии Александра Пушкина» и по обществознанию – «Человек. Закон. Общество».
Комментарии