Плохо сейчас в России. Воруют и взятки берут на всех уровнях. Милиция отличается от бандитов только наличием погон. Закон не работает давно и прочно. Депутаты всех уровней – о, это отдельная песня! – заняты исключительно трогательной заботой о себе родимых…
Успехов же для строительства светлого капиталистического или еще какого будущего нет, так как нет причин для его, светлого будущего, возникновения. Попробуем нащупать одну из них, наверное, не последнюю по значимости. Будучи школьным учителем, я, конечно же, имею в виду нашу систему образования.
Сама система, хоть и дает иногда сбои, хоть и кидает ее иногда в авантюры, результаты которых можно было бы просчитать заранее, все же на сегодняшний день является одной из самых лучших и эффективных в мире. А по модному ныне показателю – цена-качество – так и вообще во много раз лучше всех остальных.
Так в чем же дело? А дело в том, что самое время поставить вопрос: а нужно ли нам это? И зачем? Зачем нужно обучить, дать знания, научить применять их на практике как можно большее число людей? Зачем вообще нужно обучить как можно больше людей как можно лучше? Звучит кощунственно и дико, согласен. Однако попробуем разобраться.
Испокон веков знания передавались лишь тем, кто был в состоянии их воспринять, хотел этого и, самое главное, потом употребил бы во благо. Причем учитель нес личную ответственность, не важно, перед людьми, Богом или собственной совестью, за того, кого он брался учить.
Сейчас, к сожалению, дело обстоит совсем иначе: надо научить всех. Педагоги-новаторы, новые системы и подходы в конечном счете служат одной-единственной цели: вбить в головы несчастных учеников как можно больше знаний, умений и навыков. И чем большему их сумеет научить учитель, тем он лучше. А куда потом пойдет применение этих знаний – не наше дело. Давай, учи! Без таких основополагающих понятий, как мораль, совесть, ответственность за свое дело.
Вас не пустят за руль автомобиля, пока вы не выучите правила дорожного движения, не докажете, что вы их знаете и умеете применять на практике не в ущерб себе и окружающим. Так почему же мы даем в руки несравненно более опасное средство – знания, не дав себе труда убедиться, что оно будет применено должным образом? Может быть, кому-то достаточно знать четыре арифметических действия и ему не нужна даже таблица умножения (а калькулятор на что?), а из мировой литературы достаточно сказки про Красную Шапочку и боевиков про похождения Бешенного? И пусть себе пишет “малако”.
Ведь что происходит? Знания служат исключительно своей собственной идее. Считается, что, чем лучше будет образован, выучен человек, тем лучше будет и обществу. Однако все получается ровно наоборот. Отдельному человеку становится лучше за счет общества, т.е. за чей-то счет.
Положение усугубляется тем, что в современных условиях таких возможностей становится много. И получаем мы совокупность людей, озабоченных только собой.
А просвещенный народ вообще обречен. Народ, где каждый получил только те знания, которые он может, хочет получить и которыми он сможет распорядиться в соответствии с принятыми нормами морали, совести, религии, – только такой народ в состоянии гармонично развиваться, а значит, только за таким народом будущее.
Андрей КУЗОВЛЕВ,
учитель
Комментарии