Узнавать об открытиях современной науки и новом применении старых теорий из первых уст – большинству сегодняшних учителей и учеников об этом приходится только мечтать. Педагоги старшего поколения с ностальгией вспоминают советские времена, когда действовали лектории Всесоюзного общества «Знание» (один лишь любопытный факт из истории: к началу 1990-х ежегодно читалось более 25 миллионов лекций для 280 миллионов человек по всему Советскому Союзу). Впрочем, нынешняя мода на фестивали науки и интерактивность знаний, идущая с Запада, возродила многие формы научного популяризаторства. Так, в конце минувшего года в Москве прошла конференция «Естественные науки в российской школе», организованная фондом «Современное естествознание». Что интересно, в рамках гранта общества «Знание». Мы узнали, как приняли школьные «массы» новую форму хорошо забытого старого.
Первое, что поразило, – количество участников. В зале Института радиотехники и электроники (ИРЭ) им. В.А.Котельникова РАН было от силы человек сорок, из которых шестеро школьников. Впоследствии подтянулись еще несколько человек, но, как выяснилось, не участников, а выступающих. Игорь Темкин, исполнительный директор фонда «Современное естествознание», тоже не скрывал разочарования, впрочем, списав слабую посещаемость на конец года.Однако это оказалось не единственным промахом организаторов. Явно не все представленные лекции оказались интересны и понятны неакадемической публике. Взять хотя бы тему «Неинвазивные методы современной медицинской диагностики» в исполнении академика Юрия Гуляева. Возможно, школьным биологам она оказалась небесполезна. Но даже если не брать во внимание специфический предмет лекции – раковые клетки, было не очень понятно, какое отношение к школьному образованию имеет разработка бюстгалтера-маммографа с лампочками, которые загораются разным цветом в зависимости от количества раковых клеток в молочной железе, или проблема получения патента на изобретения в России.Лекцию «Молекулярные машины живой клетки» слушали уже с большим интересом. Тем более что ее автор, кандидат физико-математических наук Александр Тихонов, позаботился о наглядности, продемонстрировав красочные иллюстрации трехмерных моделей макромолекулы. Не случайно многих учителей заинтересовало, где можно найти подобные модели.К счастью, выступления других спикеров были более доступны широкой публике. Елена Смирнова, консультант по экологическому маркетингу, в лекции «Что скрывается за экологической маркировкой?» не только рассказала о значках на экотоварах, но и научила зрителей их правильно считывать. За время лекции ребята с учителями успели исследовать коробку чая «Липтон», где экомаркировку не обнаружили, зато нашли ее на аккумуляторах мобильных телефонов. В лекции было множество забавных примеров, которые не давали аудитории заскучать, например, рассказ об экофутболке, которую можно закопать, после того как она порвется или надоест вам, чтобы из нее выросла… обычная трава. В конце выступления всем предложили поучаствовать в небольшой викторине с призами. Мне, к примеру, достался набор экологически чистых маркеров – угадала швейцарский знак экологического туризма. Все присутствовавшие получили брошюру об экологической печати и небольшую книжечку с основными тезисами выступления.Мастер-класс «Следствие ведут химики», подготовленный Любовью Стрельниковой, главным редактором журнала «Химия и жизнь» и лауреатом премии «Просветитель», также преследовал цель разбудить у школьников интерес к науке. Опыты оказались простыми, а истории, рассказываемые лектором, захватывающими. Все эксперименты были поставлены прямо в зале и продемонстрированы в режиме реального времени. Главной героиней почти детективной истории «Дело о бабочках» стала красавица, помещенная в специальную рамку, чтобы каждый из присутствовавших мог своими глазами увидеть необыкновенную синеву ее крыльев. Интересно, что все бабочки в витринах выцветают, кроме небесно-голубой. Любовь Николаевна предложила представить некоего коллекционера, который обратился к химикам, чтобы они выделили из крыльев насекомого столь стойкий пигмент. Но те оказались бессильны, оказывается, такого пигмента нет, а все дело в чешуйках на крыльях, которые по-особому отражают свет…И в таком стиле были представлены все «дела», расследуемые химиками, – о «бездымном порохе», который смешивали и поджигали прямо на сцене, о разнообразных оттенках шариковых ручек, которые позволяют различать подделанные подписи, о «Подсолнухах» Ван Гога, которые надо спасать. Радовались открытиям и школьники, и учителя.Лектору помогали учащиеся столичной школы №57 Анна Алеева, Александр Смирнов, Олеся Ковалева и Лада Казюкова и их преподаватель химии Елена Николаевна Стрельникова. Уже два года она возглавляет химический кружок, и его завсегдатаи-девятиклассники признаются, что всерьез подумывают о том, чтобы связать свою жизнь с наукой.Этот мастер-класс особенно отметили учителя, занимающиеся продвижением химии среди школьников, которые ее еще не изучают. Демонстрация взрывов, изменения цвета жидкостей, вспыхивающего пламени и прочих несложных экспериментов не только эффектна, но и действенна – детям и младшим подросткам это обычно очень нравится.Значит ли это, что подобные конференции и лектории будут востребованы у педагогов и школьников?- Современной школе таких лекций не хватает, профессора и академики просто так до обычных учителей не снисходят, – выразила мнение многих коллег учитель химии и биологии из подмосковного города Орехово-Зуево Марина Климова. – Я ученых такого уровня не слышала с университетских времен, когда сама ходила студенткой на лекции. Хотелось бы только, чтобы на таких конференциях было побольше интерактива, тогда какие-то приемы можно было бы позаимствовать для своих школьных уроков. Я лично жду наглядных опытов, из которых можно что-то взять в свою копилку.- А я бы не стал четко разделять науки, они же все связаны между собой, – высказал свое пожелание школьник Женя Пекарский из тульского политехнического лицея. – Я, к примеру, изучаю химию, а здесь в основном говорили про биологию. Но многие явления можно объяснить и через смежные области науки.В целом от лектория осталось несколько сумбурное впечатление. Вызывают немало вопросов отбор участников и темы лекций. Были заметны и явные недостатки в организации мероприятия. Например, запланированное посещение лаборатории дистанционного зондирования земли так и не состоялось. Однако будем надеяться, что это лишь первый блин, который обычно выходит комом, и в дальнейшем организаторы выстроят лектории так, чтобы они действительно были интересны и полезны учителям и школьникам.Эта встреча стала первой в ряду региональных лекториев – практикумов фонда с участием выдающихся ученых, школьников и учителей. По словам организаторов, подобные форумы должны состояться в нескольких городах России – Москве, Томске, Воронеже, Тамбове и Перми. Ожидается, что в этих городах к сотрудничеству будут привлечены местные ученые, которые прочтут лекции на актуальные научные темы.
Комментарии