Роль и задачи педагога в современном стремительно меняющемся, неопределенном, многообразном мире – привычная тема для споров профессионалов, публицистов, родителей. Что должен делать учитель: натаскивать, развивать, воспитывать? Воспитывая, натаскивать? Развивая, готовить к жизни? Натаскивая, развивать? Что он для этого должен знать и уметь? Возможно ли это? Нужно ли?
Казалось бы, большинство этих вопросов, актуальных для школы, имеет мало отношения к дополнительному образованию. Дети, слава Богу, несмотря на все социальные катаклизмы, по-прежнему шьют и вяжут, танцуют и поют. Вдобавок растет и множится число разнообразных мероприятий и конкурсов, “звезд”, которые кто-нибудь да зажигает.
Однако сам термин “дополнительное образование”, которым с некоторых пор награждена вся наша бывшая “внешколка”, оказался очень знаковым. По принципу “дополнительности” осуществляется финансирование УДО, совсем недавно прокатилась волна сокращений ставок педагогов УДО, по всей видимости, избыточных для рывка “дополнительных” услуг. Хочется задать вопрос: собственно говоря, “дополнительное образование” по отношению к чему? Если к школе, то сам Бог велел учить тому, чему там не учат, и заполнить бывшие дома пионеров и клубы разнообразными факультативами, курсами по подготовке, группами для “одаренных” и “проблемных”, “фабриками звезд” различных цветов и оттенков. А цель педагогов и администраторов – хорошо ориентироваться в образовательных “нишах” и вовремя “предоставлять услугу”. Вот только со временем становится все менее понятно, какое отношение это имеет к образованию, т.е. к формированию образа человеческого, к ребенку как личности, к ее сумме качеств, умений, одаренностей или несовершенств.
В Доме детского творчества Северного округа Томска эти вопросы не вдруг возникли и сформировались. На фоне успешности и отлаженности процесса думающие педагоги и управленцы ощутили множество проблем и болевых точек, которые не может игнорировать человек, неравнодушный к своему труду и чувствующий ответственность за его результаты.
А если цель образования – формирование личности ребенка, то можно ли всерьез ее добиваться, не заботясь о личности педагога? В этой логике задача управленца – создать ситуацию, условия, в которых педагог ощутил бы потребность, возможность и необходимость профессионального и личностного роста.
Первый шаг на этом нелегком пути развития, обретения своего “я”, самообразования увиделся нам в работе педагога над образовательной программой. По сравнению со школьным учителем, закованным в рамки ЗУНов и образовательных стандартов, наш педагог имеет гораздо больше возможностей и шансов реализовать свою позицию, взгляд, подход, свой “творческий полет” через свою собственную, неповторимую программу. Однако создание собственной программы – нелегкий многолетний труд. Это хорошо понимают опытные педагоги ДДТ, для которых работа над программой стала способом повышения профессиональной квалификации, предполагающим переосмысление собственного опыта, исследование, работу с литературой, творческое взаимодействие с коллегами. Администрация ДДТ попыталась не просто провозгласить нынешний учебный год годом программного обеспечения образовательного процесса, но и изменить через подход к созданию программы, содержание деятельности, позицию педагога, взаимодействие в коллективе.
Система работы предполагала:
Создание методической службы.
Проведение педагогических мастерских, мастер-классов, открытых уроков и их обсуждение.
Организацию педагогической учебы (для всего коллектива ДДТ – по современным образовательным системам и технологиям, внутри структурных подразделений – по более узким актуальным проблемам).
Индивидуальное и групповое консультирование.
Рецензирование программ.
Защиту программ на методическом совете.
Организацию конкурса профессионального мастерства.
Реализацию совместных программ и проектов.
Многие элементы этой системы использовались в ДДТ и прежде. Принципиально важным оказался целостный подход к проблеме саморазвития педагога через организацию работы над программой. Иллюстрацией подобного целостного подхода может послужить организация конкурса педагогического мастерства внутри ДДТ. Первый этап – индивидуальная работа над образовательной программой и ее защита на методсовете. Ко второму этапу – проведению открытых занятий – допускались педагоги, успешно защитившие программу и продолжающие работу над ней. Независимые эксперты из различных школ и УДО Томска анализировали реализацию программы педагога через занятие. В финал конкурса, который состоялся 22 апреля, вышли 8 педагогов: В.А.Петренко, М.А.Ведерникова, В.Э.Бельц, О.Ю.Семенцова, К.И.Кузнецова, Т.М.Трубачева, В.П.Чечельницкий. В финальном состязании под названием “Педагогический дивертисмент” эти педагоги представили на суд зрителей и жюри фрагменты занятия “Введение в программу” и визитку “Я в моей профессии”. Нам представляется, что такой подход к конкурсу помогает педагогам проявить себя личностно и профессионально, увидеть проблемы и перспективы своей деятельности.
В процессе работы над образовательными программами мы столкнулись с множеством трудностей. Не секрет, что многие педагоги-практики не имеют потребности и культуры в исследовательской деятельности. Как перевести устную речь в письменную? Как научиться партнерству с коллегами? Как услышать потребности конкретного ребенка и родителя и не перепутать их с “заказом”? Как не лишить крыльев творцов и помочь их обрести “ремесленникам”? Как увидеть себя в профессии с “высоты птичьего полета” и не разрыдаться от ощущения своей малости? Как, разглядывая свой труд “под микроскопом”, не упустить главного? Эти и многие другие проблемы мы пытались решать вместе с педагогами каждый день.
Деятельность, направленная на изменение позиции педагога, развитие его личности, требует структурной перестройки управленческой деятельности, высокой квалификации административного корпуса и методической службы. Понимание многомерности и сложности процесса во многом определило для нас вхождение проекта ДДТ в мегапроект “Формирование механизмов развития Открытого образовательного пространства региона”. Совместная работа на семинарах с руководителями мегапроекта и коллегами-номинантами помогает увидеть перспективы развития и проблемные зоны нашей деятельности. Проект создания на базе ДДТ методического Центра по программному обеспечению образовательной деятельности принципиально важный для нашего собственного развития.
Для нас же особенно значимо, что сейчас мы ясно понимаем: на вопрос, каковы роли и задачи современного педагога, может и должен ответить только сам педагог.
Н.БОРИСАНОВА,
заместитель директора Дома детского творчества Октябрьского округа по научно-методической работе
Томск
Комментарии