search
main
0

Знакомые черты От учителя к Учителю

Иногда мне говорят: отвяжитесь вы, ей-богу, от Щетинина! Ну пусть он сектант. Но ведь людям-то у него хорошо!
Как им там хорошо – вопрос отдельный. Но в Джонстауне тоже было хорошо – естественно, до поры до времени. Пока все население этой деревни-секты не покончило с собой из-за панического ожидания конца света.

…Само понятие “коммунарская методика” ввел сотрудник Ленинградского дворца пионеров, впоследствии автор бесчисленных брошюр на эту тему, Иванов. Идея новой педагогики была подхвачена целой генерацией учителей-революционеров, на которых активно ополчились “ретрограды” и “консерваторы”, приверженцы традиционных методов обучения. Зато новаторов подняли на знамя публицисты из комсомольской прессы, множество энтузиастов из провинции…
Следует сразу выделить из среды “новаторов” тех настоящих учителей, которые делали акцент не на воспитании, не на создании классов-коммун, а на обучении как таковом. Это блистательный физик Шаталов, филолог Ильин, математик Бунимович – те, кто мог спорить с программой, но главной целью ставил дать детям как можно больше знаний. Иное дело – педагоги-воспитатели с акцентом на внешкольную работу. Вместо устаревшей и занудливой пионерской рутины они предлагали, казалось бы, подлинную романтику: дальние странствия на саморучно сделанных каравеллах, походы, романтические посиделки при свечах с непременными гитарами. Атмосфера в таких кружках и коммунах всегда отличается не только колоссальной сплоченностью и обожествлением личности Учителя, но и чрезвычайной враждебностью к окружающему миру: ведь всякому коллективу нужны скрепы в виде внешних врагов. Учитель – всегда гонимый, всегда бескорыстный и нищий, всегда страдающий от непонимания. Вокруг него – тесное кольцо вернейших, которые охраняют его от посягательств и готовы пожертвовать всем. Таковы отряды корабелов Владислава Карема (Кавада) Раша, “Тропа” Юрия Устинова, школа в Текосе Михаила Щетинина.
О Щетинине написано, пожалуй, побольше, чем о большинстве новаторов. Восторженные публикации о нем принадлежат перу Шалвы Амонашвили и Аллы Боссарт – людей достойных, хоть и склонных к экзальтации. Великим педагогом назвал его основатель секты “Анастасия” Владимир Мегре (Пузаков). Школа, расположенная под Геленджиком, получила в начале перестройки статус федерального педагогического эксперимента. Тогда, если помните, любое новаторство получало “зеленую улицу”. Выяснилось, что в школе нашим детям только лгали, насиловали их индивидуальность… Это потом стало доходить, и то не до всех, что в так называемых новаторских школах и внешкольных объединениях существует такой культ Учителя и такое единомыслие, которые не снились и самому тоталитарному директору обычной школы. Это потом стали отчетливо проявляться черты новаторской педагогики, которые роднят и знаменитый детдом Дмитрия Карпова, оказавшийся страшнее гестапо, и полувоенные формирования Карема Раша, и школу Щетинина.
Первая такая особенность – замкнутость, идеальная охрана. Детям якобы создают идеальные условия, спасая их от жестокого, хищного мира. Дом Карпова, которым столько умилялись и которому столько жертвовали, был обнесен бетонным забором и охранялся овчарками; школу Щетинина стерегут казаки, а привечают здесь только тех, в чьей благонадежности учитель может не сомневаться. “Я-то думал, вы наша”, – скорбно сказал Щетинин одной из посетительниц, попытавшейся вполне невинно спросить у него, как он может преподавать в школе почти все предметы, когда его единственное образование – музыкальная школа по классу баяна. Впрочем, понятия “урок” у Щетинина вообще нет: “урочить” – по-древнерусски сглазить. Причем дети и учителя имеют равные права: всякий ребенок – гений, это взрослые должны у него учиться, а не наоборот. Дети сами пишут историю (“Потому что наша история искажена русофобами и материалистами”, – объясняет Щетинин), сами открывают законы физики и математики. То есть коллективным мозговым усилием постигают Вселенную. В школе Щетинина, как видим, не учат, а внушают. Все, что может быть рационально объяснено, подвергнуто анализу, внятно сформулировано, здесь отрицается.
Вторая черта подобных объединений – полная неспособность учителя-новатора внятно сформулировать, в чем особенность его методики. Повторяются слова о единении с природой, о светлом мире будущего, о детской республике. Но нравы в этой республике вполне сектантские: тут осуждают любого усомнившегося, докладывают учителю обо всех своих переживаниях, не говоря уж о том, что ни покинуть школу, ни устроить свою судьбу без его благословения не могут. Особенная роль отводится физподготовке, а Щетинин и вовсе считает основой своей педагогики практику русского кулачного боя. Этот бой он считает занятием не столько физическим, сколько духовным. Такого рода упражнениям да еще строительству новых и новых корпусов школы посвящен весь день воспитанников.
В Министерстве просвещения РФ давно нет людей, которые бы отвечали прямо и непосредственно за щетининскую школу. Во всяком случае все попытки связаться с ее куратором ни к чему не привели. Не было ни одной проверки, которая бы подтвердила, что щетининские дети знают программу хотя бы в объеме школьного курса (на большее претендовать не приходится). Сегодня в этой школе около трехсот человек, и десяток ее филиалов в последнее время открылся по всей стране – в Новосибирске, под Сочи, в Поволжье… Восторженные фильмы о Щетинине сняла рерихианка и теософка Наталья Бондарчук, которая за последнее время, кажется, не обошла своей поддержкой ни одного темного культа. И лишь патриарх Алексий II, вспомнив о том, что церкви не худо бы иногда бороться с сектантами, во что бы они ни рядились, на встрече с участниками Рождественских чтений подтвердил, что школа в Текосе обладает чертами тоталитарной секты.

Дмитрий БЫКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте