Впервые вопрос о создании школы для северо-сибирских народов России был со всей серьезностью поставлен во второй четверти XIX века. В 1852 году тобольский архиепископ Феогност выступил с инициативой создания церковно-приходских школ в Сургуте, Березове и Тобольске. Так как педагогическими кадрами тогдашняя Сибирь не располагала, просветительские задачи были возложены на церковь.
Открытие в Обдорске первой русско-туземной школы для детей связано с именем обдорского священника Петра Александровича Попова (1825-1888). В 1846 году Петр Попов открывает русско-туземную школу в Обдорском. Учителями в ней работали сам Попов и священник Иван Ефимович Егоров. Петр Попов считал, что главной задачей инородческой школы должно стать профессиональное обучение, прежде всего овладение навыками культурного рыболовства и грамотного оленеводства. Поскольку учебников для коренных народов не существовало, то одним из первых просветительских мероприятий была организация в Обдорске специальной переводческой комиссии из лиц, знающих языки коренных народов Тобольского Севера. В эту комиссию вошли П.А.Попов и И.Е.Егоров. Петр Попов составил «Остяко-самоедско-русский словарь» (1872), перевел на остяцкий язык Евангелие от Матфея (1887). Иоанн Егоров стал автором первых букварей на ненецком и хантыйском языках, написал «Книгу для обучения ненецких детей читать и писать» (1900). Первая школа в Обдорске была проста по своему внешнему виду, без определенного места для занятий, без специальной учебной мебели. Школьные занятия проводились в разных местах – на квартире у священника или дьячка, в сторожке церкви, частной квартире. Однако отношение к образованию у коренных народов было весьма осторожное, учеба в школе нарушала вековые устои жизни остяков и самоедов, поэтому они не стремились отдавать туда своих детей. Обдорская миссионерская школа представляла собой обычную церковно-приходскую школу, и дети туземцев в ней не только не желали учиться, но и воспринимали ее зачастую враждебно. По выходе из школы часть детей туземцев вопреки желанию миссионеров в свои кочевья не возвращались, а уходили «на сторону», спивались, попадали под суд и большею частью погибали. Чтобы улучшить деятельность обдорской миссии в деле просвещения туземцев, Синодом было намечено приблизить миссионеров к туземному населению, а также использовать в миссионерских целях родной язык туземцев. Для приведения миссионерской деятельности в соответствие с вышеуказанными требованиями Синод в 1897 году послал на Тобольский Север новых, более энергичных людей – епископа Антония (Коржавина) и священника Иринарха (Шемановского И.С.). Отец Иринарх (в миру Иван Сергеевич Шемановский (1873-1920) – русский церковный деятель, историк, этнограф, основатель первого музея на Ямале) по праву считается первым просветителем Тобольского Севера. Чрезвычайно интересной попыткой создать действенную миссионерскую школу является организованная Иринархом в 1898 году в Обдорске школа-приют. В этой школе решено было обучать только детей туземцев, и притом преимущественно девочек. Соображения у организаторов школы по этому поводу были таковы: туземцы, будучи в материальном отношении необеспеченны, рано втягивают своих детей, главным образом мальчиков, в производственно-промысловые процеccы. Вовлечение мальчиков в школу наносило некоторый ущерб туземцам, и без того влачившим крайне нищенское существование. Отрыв же девочек от семьи туземцев, по мнению Иринарха, в значительно меньшей мере отражался бы на хозяйстве. В виде опыта Иринарх решил провести набор детей в самом Обдорске. С этой целью миссионеры переписали в селении всех нищих, а также детей, занимающихся попрошайничеством. Миссия принимала их, учредив при школе помимо пансиона еще и приют. В пансионе жили мальчики школьного возраста, в приют же помещались девочки, а также мальчики, не достигшие школьного возраста. С открытием в Обдорске школы-приюта миссионеры поставили себе задачу обучать в ней только детей туземцев. Но в действительности этого не получалось. Даже в «лучшие» годы в ней обучались дети коми-зырян и дети русских. По составу учащихся обдорская школа фактически являлась русско-туземной школой, в которой учились дети русских, коми-зырян, хантов и ненцев, причем одна часть учащихся из среды туземцев говорили только на своем родном языке, другая часть – и на своем родном языке, и на русском. Ни учебников, ни программ для обучения детей-инородцев в школе не было. Опыт предыдущих миссионеров показал, что дети остяков и самоедов, как и их родители, не признают русского языка. Поэтому еще до приезда о. Иринарха над составлением остяцкой азбуки работал священник Иван Егоров. Большой заслугой обдорских миссионеров, как известно, было воспитание первых национальных писателей и просветителей – ханты Петра Хатанзеева и ненца Ивана Ного, с именами которых связана целая эпоха культурной жизни и просвещения на Ямале. Просветительскую деятельность о. Иринарха продолжили его ученики уже в советскую эпоху. Талантливый выпускник Обдорской миссионерской школы и Института народов Севера Петр Хатанзеев (1894-1970) приехал в Собские юрты, что южнее Обдорска, и при поддержке и помощи русского учителя М.А.Протопопова и председателя райисполкома Ф.М.Ануфриева открыл в 1921 году первую национальную школу. В целом же следует признать, что достижения ямальского образования до 1917 года были более чем скромные. С 60-х годов XIX века до 1915 года, то есть в течение 55 лет, для обучения детей народов Крайнего Севера в Тобольской губернии было открыто всего 12 школ. И только в четырех школах из 12 учились дети туземцев. Все открытые школы были начальные. Большинство школ ютилось в церковных сторожках, юртах, чумах и наемных зданиях, совершенно непригодных для обучения. В школах было тесно, холодно и темно. Здесь необходимо учитывать и то, что дело было не только в недостаточном внимании властей к делу образования, но и в том, что сами коренные народы не очень-то стремились к книжному знанию. Важнейшей социально-культурной задачей в 20-е годы явилось повышение общеобразовательного уровня людей, и прежде всего ликвидация неграмотности. Тюменская губерния по уровню грамотности занимала 48-е место из 51 губернии РСФСР, коренное население Обского Севера было почти поголовно неграмотно. По переписи 1920 года грамотность у ханты составляла 5,2%, у манси – 5,6%, у ненцев – 0,6%. Организация новых школ, особенно национальных, была связана с большими трудностями. Не было учителей, знающих языки народов Севера. В 1924 году после обследования Обдорского Севера в отчете Уральского облисполкома отмечалось, что здесь «имеются всего лишь два человека, знающие инородческие языки и умеющие преподавать». Одним из них определенно был Петр Ефимович Хатанзеев – основатель первой национальной хантыйской школы в Собских юртах, неподалеку от нынешнего поселка Катравож. Вторым учителем был, видимо, ненец П.Ф.Вылка-Уральский, работавший на территории нынешнего Шурышкарского района. В 1925 году началось широкое строительство национальных школ. Начались подготовительные работы по созданию хантыйского и ненецкого алфавитов, словарей и букварей. В 1926 году появился первый хантыйский букварь Афанасьева, размноженный с помощью копировальной бумаги. Были организованы национальные интернаты в Обдорске и Хальмер-Седе. Наряду со стационарными школами создавались школы-передвижки и кочевые школы. Однако процент охвата детей школьным образованием был невысок: у русских – 49,4, манси – 40,2, коми – 54, ханты – 8,7, ненцев – 1. Основным типом школ стали школы-интернаты, в которых обучались дети, находящиеся на полном государственном обеспечении. В октябре 1926 года в Ленинграде открылся рабочий факультет (рабфак) северных народностей, а 8 ноября 1927 года – Северный факультет Института живых восточных языков. В декабре 1929 года Северный факультет был преобразован в Институт народов Севера. Особо следует отметить имена двух молодых русских ученых, приехавших на Ямал с культурно-просветительской и научной миссией. Это были Георгий Прокофьев и Григорий Вербов. В 1932 году было принято постановление Уральского исполнительного комитета об открытии в Салехарде педагогического техникума. Показательным является тот факт, что в первых программах для северных школ предусматривалось начальное обучение на родном языке. Учителя и воспитатели в школах и интернатах приучали детей туземцев к пище, которая была им непривычна, заставляли умываться и стричь волосы, носить одежду европейского образца, сидеть на стульях, а не на полу. В 30-е годы этот комплекс противоречий приводил нередко к отторжению детей и их родителей от советской школы, к побегам учащихся обратно в тундру, наконец, даже к вооруженным столкновениям с представителями власти (например, в числе причин Казымского восстания 1932-1934 годов не последнее место занимало нежелание туземцев отдавать детей в школу). Послевоенное время.Большинство коренных жителей Ямала продолжали упорно держаться за вековые традиции и не видели смысла в обучении детей в школе. Учителя выезжали на лодках для сбора детей за десятки и сотни километров, но привозили учеников в школу с опозданием, так как объехать все кочевое население было очень трудно. В 1948 году срок обучения в национальных начальных школах был продлен до пяти лет (с подготовительным классом). Но оказалось, что одно лишь продление срока обучения мера недостаточная. По-прежнему многие дети покидали начальную школу до ее окончания, так как не справлялись с усвоением программы для русских школ. С начала 60-х годов ситуация в округе стала кардинально меняться по всем социокультурным параметрам. В связи с освоением месторождений нефти и газа население округа стало резко увеличиваться, появились новые города и поселки. По данным Всесоюзной переписи населения 1939 года, в округе проживали 45734 человека, в том числе кочевников 15348 человек. Иначе говоря, на одного кочевника приходилось три русскоязычных жителя. К 2009 году население округа достигло 543651 человека. В то же время численность ненецкого населения в 2002 году составила 26435 человек. То есть на одного коренного жителя уже приходилось более 20 тех, кто приехал в округ из других регионов. В системе народного образования на Обском Севере важнейшее место продолжают занимать национальные школы-интернаты. На начало 1998-1999 учебного года в Ямало-Ненецком автономном округе функционировало 459 образовательных учреждений. В 15 средних школах-интернатах общего типа обучались 6,8 тысячи человек, из них 3568 учащихся находились на полном государственном обеспечении. Созданы и развиваются образовательные учреждения нового типа – гимназии, школы-лицеи, школы-комплексы, технические лицеи, колледжи, психолого-медико-педагогические службы и центры. В округе получило развитие высшее образование. Были построены современные школьные здания не только в городах, но и в сельской местности, начата компьютеризация образовательного процесса, заложены основы вариативности обучения в старшей школе. В тот период в округе действует 37 национальных школ, в которых апробируются новые подходы к содержанию образования для детей малочисленных народов Севера. В заключение нельзя не отметить следующее: 1. На пути приобщения коренного населения к образованию и культуре на протяжении всего ХХ века были несомненные достижения, однако говорить об окончательном решении этой проблемы не приходится. 2. В значительной степени негативное отношение к образованию было вызвано тем, что, преодолев азбучную неграмотность или даже окончив начальную или семилетнюю школы, молодежь возвращалась в тундру и не находила практического применения полученным знаниям. 3. Значительная часть молодежи коренного населения восприняла новый для нее образ жизни. Однако при этом национальная культура, традиции, обычаи, родной язык стали утрачиваться. На основе психофизиологических исследований коренных жителей Ямало-Ненецкого автономного округа ученые Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук пришли к выводу о том, что необходимо углубить ориентацию школьной программы обучения детей коренной национальности на гуманитарный профиль. Сергей ТИХОНОВ, Юрий ПОПОВ, сотрудники кафедры гуманитарного образования Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования
Комментарии