Быть уникальным – престижно, почетно, интересно и в то же время достаточно сложно и ответственно. Мы – единственный в области социально-педагогический комплекс, и в этом наша уникальность. И работаем мы не только с образовательной, но и с социальной средой микрорайона, имея для этого специальную психолого-педагогическую службу. Это помогает изучать ребенка и воздействовать на него сразу с нескольких сторон. За свой статус мы не получаем какого-либо дополнительного финансирования из бюджета, но и не бедствуем. Зарплата наших педагогов во многом зависит от того, в какой внутришкольной структуре он задействован – ведет ли он только свой предмет или работает, скажем, в подростковой школе. Это подразделение участвует в федеральном эксперименте по развивающему обучению.
Здесь помимо изучения обычных учебных предметов дети работают во всевозможных лабораториях, на кафедрах участвуют в различных проектах. Это увеличивает нагрузку на учителя, что сказывается на его зарплате – в подростковой школе он зарабатывает примерно в два раза больше, чем в традиционной. Оплата идет из надтарифного фонда и фонда экономии заработной платы.
Одна из структур образовательного центра – школа искусств, находящаяся в наших стенах. Она предлагает детям широкий выбор предметов эстетического цикла – хореографию, музыку, вокал. Вообще у нас очень большой спектр дополнительных образовательных услуг, но все они бесплатны, существуют за счет тех же фондов, спонсорской поддержки и т.д. Мы достаточно изучили социальную среду района и пришли к выводу, что для сохранения общедоступности дополнительных услуг для всех детей микрорайона нецелесообразно делать их платными.
В свое время у нас существовала разноуровневая дифференциация обучения, но, тщательно проанализировав все ее плюсы и минусы, мы решили отказаться от деления в параллелях на более или менее умные классы, оставив лишь гомогенные группы внутри класса. Исследования показали, что как в слабых, так и в сильных классах очень быстро возникает разделение детей на более и менее успевающих, в результате чего у многих теряется мотивация к обучению. Поэтому мы также отказались и от какого-либо отбора во все классы, оставив это на усмотрение самих детей и их родителей. Несмотря на соблазн пойти по проторенному пути – создать классы гуманитарной, математической и прочей направленности, – наш коллектив решил остаться верным системному подходу обучения. На сегодняшний момент у нас осуществляется обучение по трем системам – Занкова, Эльконина – Давыдова и традиционной. В связи с этим огромное внимание уделяется вопросам преемственности обучения, чтобы переход из начальной школы в среднюю и старшую не вызывал особых трудностей.
Школа наша – для всех и для каждого. Потому что каждый здесь может получить то, что захочет. Опыт профессиональной подготовки у нас богатый – с 1992 года мы даем детям основы парикмахерского дела, многие также по окончании школы получают удостоверение медсестры-сиделки. На следующий год мы входим в эксперимент по профильному обучению и скорее всего основными его направлениями выберем прикладную экономику и медицинскую подготовку.
Но если уж говорить о профильной школе, то тот вариант профильного обучения, который предлагает Минобразование, нас не устраивает. В этом году у нас первый выпуск 9-го класса, который мы с начальной школы обучаем по системе Эльконина – Давыдова. Посоветовавшись с группой ученых, мы на следующий учебный год решили делать профильную школу по той же системе. Это и более знакомо, и более интересно. А то, что предлагается министерством, невозможно реализовать хотя бы из-за недостатка кадров. В основе Концепции профильной школы лежит научно-методическая база, которой нет ни в одной школе не только у нас в области, но и в Красноярске, Новосибирске и т.д. Откуда, например, 25 школ Магадана смогут найти себе преподавателей для того, чтобы осуществлять полноценную профильную подготовку, как это изначально задумано? В одной – сильный (на уровне университета) преподаватель экономики, в другой – математики, в третьей – информатики, вместе, может быть, и наберем коллектив для одного-единственного профиля.
Алла ВАКУЛЮК, директор муниципального образовательного учреждения №29, Магадан
Комментарии