search
main
0

Знакомая незнакомка и русская красавица

Музыкальные традиции студии «Лира»

Какая прелесть эти балалайки! Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру это незаменимые инструменты.

Петр Чайковский

…Три струны!.. Всего три струны и маленький треугольный инструмент! Но это наша гордость. Наша родная национальная гордость…

«Обозрение театров», 1909 год

 

Как важно с ранних лет воспитывать у ребенка чувство прекрасного, учить видеть красоту окружающего мира во всем, что его окружает, учить слушать звуки нашей планеты…

Практически с нашего первого знакомства с будущими учениками музыкальной студии «Лира» школы №1987 для многих детей происходит открытие – знакомство с новым тембром, с целым миром, имя которому – балалайка!

Да, балалайка не такой популярный инструмент по сравнению со счастливчиками в стане музыкальных инструментов, такими как фортепиано или гитара. Однако наша благородная задача как педагогов состоит как раз в том, чтобы открыть знакомую незнакомку, нашу русскую балалайку, как можно большему количеству детей, а через них и их родителям, дать возможность полюбить этот хрупкий, прекрасный, уникальный, трепетный по своему звучанию инструмент!

Так исторически сложилось, что при упоминании о балалайке у многих возникают ассоциации с чем-то несерьезным, развлекательным, связанным со скоморохами. Времена, когда скоморохи бродили по городам и весям и развлекали публику своим искусством, ушли в далекое прошлое. Балалайке как истинному герою пришлось бороться за право быть признанной среди музыкальных инструментов. Ее сжигали, запрещали, но она восставала из пепла и триумфально покоряла весь мир!

Знакомство с народными традициями своего народа, многовековой историей, богатейшим культурным наследием, несомненно, играет огромную роль в воспитании наших учеников. У нас в классе много познавательных и уникальных, а теперь уже исторических раритетов: фотографии, афиши, портреты музыкантов…

Среди всех, конечно, есть портрет Василия Васильевича Андреева – блестящего виртуоза игры на балалайке, организатора «Великорусского оркестра», пропагандиста русской музыки, композитора, мецената.

Мало кто знает, что в нынешнем, 2023, году исполнилось 135 лет Андреевскому оркестру! Нам посчастливилось вместе с нашими учениками побывать 17 сентября 2023 года в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского на юбилейном концерте Андреевского оркестра из Санкт-Петербурга, возглавляемого дирижером Дмитрием Дмитриевичем Хохловым! Музыкальные традиции, заложенные его основателем – выдающимся музыкантом, композитором, общественным деятелем Василием Васильевичем Андреевым, – оркестр с любовью хранит!

Было бы несправедливо хотя бы вкратце не рассказать об оркестре и его создателе, благодаря которому мы сегодня имеем счастье учить детей. Мы с удивлением замечаем, что очень мало людей интересуются и знают историю возникновения русских народных инструментов домры и балалайки.

Итак, все началось 20 марта 1888 года. Произошло исключительно значимое для российской культуры событие. В этот день состоялось первое выступление Кружка любителей игры на балалайках – коллектива, который сегодня называется Государственный академический русский оркестр имени В.В.Андреева. Судя по историческим датам, Андреевский оркестр совсем молодой, ведь когда говорят, к примеру, об истории оперы, пишут, что сам жанр возник относительно недавно, всего каких-то пять веков назад (!), в Италии на рубеже ХVI-ХVII веков.

«Все мы родом из детства», – сказал в «Маленьком принце» Антуан де Сент-Экзюпери. Да, все начинается с детства…

Вот и маленький Вася Андреев, родившийся 3 (15) января 1861 года в купеческой семье, никак не мог представить себе, какую поистине духовную миссию ему предстоит выполнить!

Если отмотать время назад, задолго до рождения Василия Андреева, и переместиться в 1648 год, то мы узнаем о событии, которое самым негативным образом повлияло на развитие народной инструментальной культуры России. Шутливые и правдивые песни скоморохов очень не нравились царю Алексею Михайловичу. И в 1648 году был издан Указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», согласно которому скоморошество подверглось гонениям, а «бесовские инструменты» – гусли, волынки, зурны, бубны, свирели, домры, балалайки – приказано было собрать и сжечь. А тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать инструменты, «бить батогами, пороть» и отправлять в ссылку в Малороссию.

С исчезновением скоморохов на два века приостановилось развитие русской инструментальной культуры.

В 1883 году, когда маленький Вася превратился в юношу, который бесконечно любил музыку, учился игре на скрипке и освоил самоучкой множество инструментов, произошло счастливое событие. Летом в своем имении Марьино в Тверской губернии он услышал игру кузнеца Антипа. Вдохновившись богатыми возможностями балалайки, он загорелся не только желанием научиться интересным приемам игры, но и идеей ее усовершенствования. Уже в следующем году В.В.Андреев выступил в качестве солиста-балалаечника на любительском концерте в Самаре, а в 1886 году с улучшенной в акустическом отношении балалайкой дебютировал в зале Благородного собрания в Петер­бурге.

Путь возрождения русских народных инструментов уже было не остановить. Ко времени памятной даты выступления кружка произошло еще много значимых событий. По чертежам самого В.В.Андреева сначала скрипичным мастером В.И.Ивановым, а затем Францем Пасербским были созданы усовершенствованные балалайки: хроматическая балалайка и ее разновидности – пикколо, прима, альт, бас. В 1896 году к балалайкам присоединились воссозданные путем исторического исследования домры, гусли и другие народные инструменты. Их созданием занимался ставший известным на весь мир сотрудничавший с Андреевым талантливый мастер Семен Иванович Налимов. Уже в 1889 году кружок В.В.Андреева едет в Париж на Всемирную выставку представлять российскую культуру. Оглушительный успех на выставке положил начало триумфальным гастролям в страны Европы и США. Русские инструменты завоевали сердца зрителей далеко за пределами России. В 1900 году В.В.Андреев был награжден орденом Почетного легиона, а его оркестр – Большой золотой медалью Всемирной парижской выставки. Удостоились Большой золотой медали и инструменты Семена Налимова, «балалаечного Страдивариуса». Кроме того, В.В.Андреев получил поддержку императорской семьи. В 1914 году коллектив был удостоен звания Императорского великорусского оркестра, а В.В.Андреев стал «солистом Его Императорского Величества».

У многих, наверное, возникнет вопрос, на какие средства смог осуществить столь благородное дело В.В.Андреев. Все свои личные средства он вкладывал в воссоздание и усовершенствование балалайки.

В период Первой мировой войны оркестр дал множество благотворительных концертов в поддержку российских войск. Балалайка звучала и на фронте в рядах простых солдат благодаря предыдущей работе В.В.Андреева, обучавшего игре на ней военнослужащих. В 1917 году оркестр был переименован в Первый великорусский оркестр, который в годы Гражданской войны совершал поездки в части Красной армии. Во время одной из таких поездок в 1918 году В.В.Андреев сильно простудился и вскоре скончался в Петрограде. В.В.Андрееву принадлежат прекрасные слова: «Великорусский оркестр является единственным национальным художественным достоянием, ничего не позаимствовавшим с Запада».

Личность и жизнедеятельность В.В.Андреева – пример беззаветного служения своему Отечеству! Человек фантастической судьбы, которому предстояло совершить в своей жизни беспрецедентный по уникальности поступок, повлиявший на становление балалайки как академического инструмента. Благодаря его невероятным усилиям балалайка из забвения вернулась победительницей к своему народу в усовершенствованной форме. Впечатление от рассказа о жизни Андреева останется у детей на всю жизнь!

 

Начало…

Какие они, наши ученики? Каждый раз, принимая ребенка в студию, испытываем волнение. После прослушивания – разговоры с родителями с предложением заниматься в студии.

Первые шаги в музыке самые трудные, как первые шаги ребенка… После восторгов и знакомства с инструментом наступает важный этап в становлении будущего музыканта: нужно проявить трудолюбие и ответственность в выбранном занятии. Большую роль в этом играет отношение родителей, их понимание важности каждодневных домашних занятий. Ведь занятия на любом инструменте предполагают упорную и кропотливую работу, без которой невозможно развиваться в этом направлении. Не все проходят испытательный этап, но тот, кто остается, получает прекрасную школу стойкости, воспитания характера, занимается практически весь школьный период и на всю жизнь сохраняет любовь к инструменту. Пример тому – наши повзрослевшие ученики, с которыми мы поддерживаем связь, они продолжают играть на балалайке, осваивают новые инструменты, ведут просветительскую деятельность.

Всем известны имена выдающихся людей, которые достигли блестящих результатов в своей деятельности, и все они занимались музыкой.

Леонардо да Винчи – итальянский художник, ученый, архитектор, инженер, ярчайший представитель эпохи Возрождения – виртуозно играл на лире.

Александр Сергеевич Грибоедов – русский дипломат, поэт, драматург – великолепно играл на фортепиано и органе, сочинял музыку, известны его вальсы.

Михаил Юрьевич Лермонтов – русский поэт, прозаик, драматург, художник – играл на четырех музыкальных инструментах: семиструнной гитаре, скрипке, виолончели, фортепиано.

Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор, химик-органик, общественный деятель, профессор Медико-хирургической академии – был одним из ярких представителей «Могучей кучки», прекрасным композитором, создавшим оперу «Князь Игорь» и другие музыкальные произведения.

Альберт Эйнштейн – немецкий физик-теоретик, обладатель Нобелевской премии – по инициативе матери с шести лет начал заниматься игрой на скрипке. Это увлечение музыкой сохранилось у него на протяжении всей жизни.

Лев Николаевич Толстой – величайший русский писатель, мыслитель, классик мировой литературы, просветитель, публицист, участник обороны Севастополя – играл на фортепиано, сочинил единственный лирический вальс. Все его дети любили музыку и играли на музыкальных инструментах: Сергей Львович стал композитором, музыкальным этнографом, Михаил Львович был невероятно одарен музыкально, писал музыку, играл на фортепиано, балалайке, гитаре, скрипке.

 

О программе студии

Обучение музыке должно быть одним из важнейших элементов воспитания человека. Музыкальное искусство – это общедоступный язык, понятный людям разных национальностей, одно из могущественных средств воздействия.

Александр Гольденвейзер, пианист, педагог, композитор

Музыкальная студия «Лира» распахнула свои двери с момента открытия школы №1987 (тогда, в 2001 году, школа №1477). Внутри студии существует одноименный ансамбль народных инструментов «Лира», участниками которого являются дети в возрасте от 6 до 17 лет, занимающиеся в студии.

Занимаемся как в индивидуальной форме, так и в групповой. В коллективе 18 учащихся.

Программа рассчитана на реализацию в условиях общеобразовательной школы в системе дополнительного образования. Комплексный подход помогает интегрировать обучение игре на инструменте с такими предметами, как «Музыкальная грамота», «Слушание музыки», «Ансамбль», «Элементарное музицирование» (инструменты оркестра Орфа). Принцип обучения – от простого к сложному. Индивидуальные занятия позволяют учитывать возрастные и психологические особенности и музыкально-исполнительские возможности ученика.

Неоспорим тот факт, что чем раньше дети включатся в творческую деятельность, тем успешнее, интереснее, гармоничнее будет их жизнь. От нас, педагогов, родителей и общества в целом многое зависит. Важно создать условия, в которых ребенок с радостью будет заниматься любимым делом.

Дети нуждаются в защите и приобретении иммунитета от пошлости и бездуховности, которые, к сожалению, присутствуют в современном мире. Мы стараемся поддерживать в нашем коллективе атмосферу доверия, творчества, накопления положительных впечатлений от разговоров на темы добра, справедливости. Никогда не жалко времени на беседу, так как мы знаем, что детям необходимо общение.

Слушание народной и классической музыки в исполнении блестящих музыкантов дает детям эмоциональную подпитку. Счастье, когда дети просят еще раз прослушать произведение, которое им понравилось.

Занятия в студии дают детям возможность почувствовать себя настоящими музыкантами, артистами. Игра соло, в дуэтах и в большом ансамбле прививает детям чувство сценической уверенности, свободу музицирования, чувство ответственности перед другими членами коллектива и публикой.

В репертуаре студии русская народная музыка и музыка народов мира, сочинения разных эпох и стилей. Также есть произведения нашего педагога для русских народных инструментов, которые с успехом исполняют во многих коллективах, детских музыкальных школах, детских школах искусств, оркестрах народных инструментов России.

Мы стремимся, чтобы дети на занятиях, основанных на изучении музыкальной культуры и развитии музыкальных способностей, становились творческими и всесторонне развитыми личностями.

В студии есть добрая традиция – проводить два больших академических концерта по полугодиям, в декабре и мае. Это большая и ответственная работа для всех – педагогов, учеников, родителей. Наши концерты – это культурно-просветительный проект, для осуществления которого идет тщательная подготовка: выбор темы для концерта, написание сценария, подготовка презентации, обязательное составление программки концерта и афиши.

И конечно же, самое главное – концертная программа. Все делается с любовью, дети с волнением ждут этого события. Многие родители принимают самое активное участие в подготовке. В новогодних концертах мамы выступают в роли Снегурочки, а наш старший ученик как-то выступил в роли Деда Мороза. Прекрасные мгновения, остающиеся у всех в памяти!

Наши достижения – это участие в концертах, конкурсах, фестивалях, семинарах в Московском государственном институте культуры, выступления в Доме Гоголя, в библиотеке имени И.С.Тургенева, на международных конкурсах, в которых наши ученики становятся лауреатами и дипломантами.

Но самое главное в нашей работе – это приобщение подрастающего поколения не к выдуманным, а к настоящим ценностям, глубинным истокам, без которых можно превратиться в Иванов, не помнящих родства. Работа в нашей студии – это маленький вклад в большое дело по сохранению и приумножению культурных ценностей России и всего нашего необъятного мира, укреплению веры и надежды!

Великий русский оперный певец Федор Иванович Шаляпин высоко ценил балалайку. Обращаясь к Василию Васильевичу Андрееву, он сказал: «Ты пригрел у своего доброго сердца сиротинушку-балалайку, от твоей заботы, любви, она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир!»

Лучше и не сказать. Музыка без границ. Народные инструменты всего мира – это бесценные жемчужины в короне достижений любого народа.

Это должны понимать, любить и ценить все без исключения.

Раиса и Владимир ПОЛЬДЯЕВЫ, руководители музыкальной студии «Лира» школы №1987

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте